217 только краевым правительством Быча. Комиссар Временного правительства К.Л. Бардиж начал группировать вокруг себя офицерство самостийнического пошиба, создавая гайдамацкие курени (например, имени гетмана Сагайдачного).575 Впрочем, как иногородние, так и казачество из числа линейцев осталось чуждым националистическим затеям федералистов. Иногородние, среди которых было немало выходцев с Украины, стремились решить, прежде всего, экономические проблемы, русскоязычное казачество линейских станиц справедливо опасалось национальной дискриминации, ожидавшей его в случае украинизации Кубани. Неудивительно поэтому, что среди депутатов краевой рады не было ни одного иногороднего, примкнувшего к группе федералистов. Не было украинофилов, или о них, по крайней мере, ничего не было слышно, ни среди 500 делегатов съезда иногороднего населения, ни среди 46 иногородних членов Законодательной рады в декабре 1917 г. Их не было и в коалиционном правительстве Быча, более того, иногородние члены Законодательной рады не пропустили в его состав ни одного казакаспг украинца (за исключением самого председателя). В дайной связи заметим, что в условиях временного триумфа большевизма в первой половине 1918 года, в рядах казачества наметилась тенденция к известному сближению с иногородними. Так, в «Воззвании атамана Шкуро», вышедшем в июле 1918 г. и призывающем некоренное население края к совместным действиям против большевиков, имели место такие строки: «Идите же братья иногородние в распростертые объятия казаков, и, идя рука об руку, стегайте ненавистное вам иго».2577 575 ЦДНИКК. Ф.1772-р. Он.2. Д.361. Л.10. 576 В первом составе краевого правительства Быча было два украинца С.Ф. Манжула (представлявший в свое время в гражданском комитете Кубанскую украинскую национальную раду) и К.Л. Бардиж (Кубань. Зб/рник статг!В... С.261). 577 ГАКК. Ф. Р-411. Оп.2. Д.322. Л.6. |
и всех жителей их считать казаками, и они должны... пользоваться той только землей, что есть в поселениях. Если селения этого пожелают, т. е. быть казаками. Все оседло проживающих в Кубанской области и Губернии, если они пожелают, зачислиться в казаки»206. В данном документе было выражено стремление к такому способу этнополитической и национальной консолидации, который можно назвать одним из вариантов строи тельства «нового мира»: «казачий коммунизм». Схожая с вышеизложенной позиция, кашла свое отражение и в других исторических документах периода Гражданской войны. Так, в «Воззвании атамана Шкуро», вышедшем в июле 1918 г. и призывающем некоренное население края к совместным военным действиям против большевиков, имели место такие строки: «Идите же братья иногородние в распростертые объятия казаков, и, идя рука об руку, стегайте ненавистное вам иго».207 Зачастую, инициатива уравнивания прав коренного и некоренного населения исходила от самых широких казачьих масс населения казачьих областей. Газета «Кубанская мысль» в 1919 г., в статье «Уравнение казаков и иногородними» отмечала, что «в станице Вознесенской Кубанской области: «Все...виды пособия, выдаются семьям мобилизованных иногородних наравне с семьями казаков».208 Такие настроения проявлялись скорее не на официальном, а на народном, низовом уровне. Официальными органами возникших на Дону и Кубани казачьих государственных образований, предпринимались усилия, позволяющие сохранить ведущую роль казачества в политической и социальной жизни, как замкнутой сословной группы, имеющей свои специфические интересы, но и в то же время поддерживать тот достаточно хрупкий национальный и этнический баланс который установился в казачьих ГАКК. Ф. Р 6. On. 1. Д. 14. Л.4. 237 ГДКК. Ф. Р 4 11. Оп.2. Д.322. Л.6. ?os Кубинская мысль. 1919. 11 мая. с;.4. П 2 |