Проверяемый текст
Цаканян, Гаянэ Николаевна; Белая власть Юга России и антибольшевистские политические партии и организации в 1918-1920 гг. (Диссертация 2004)
[стр. 269]

269 следуя дореволюционной традиции русского офицерства, не входил и не принимал участия в работе политических партий и организаций, с другой вынужден был заниматься политикой, хотя и был далек от нее и по духу и по специфике профессии.
Поэтому, используя выражение генерал-лейтенанта Я.А.
СлащеваКрымского,
можно сказать, что «белое движение представляло собой мешанину кадетствующих и октябриствующих верхов и менъшевистскоэсерствующих низов».710 Анализ политических программ, заявлений «белых» лидеров и их публикаций/11 на наш взгляд, позволяет эту антибольшевистскую «мешанину» условно разделить на три «крупных политических течения: правое, центральное и левое.
Правое крыло являлось самым многочисленным и организационно разнообразным в белом движении.
По мнению некоторых исследователей, правое крыло можно условно разделить на две группы: крайне-правые и умеренные.
К умеренным относили себя Южнорусский Национальный Центр и политическая организация В.В.
Шульгина «Азбука».
Крайне-правая группа была представлена Русским собранием,
«Братством животворящего креста» и Орденом Святого Креста.
Что касается монархистов-черносотенцев, то они были представлены отдельными персоналиями, главным образом из бывшей титулованной знати и всем известных идейных вдохновителей этого течения в дореволюционном прошлом России.
Правом решающего голоса эти люди в большинстве своем не пользовались.

Признавая общую идейно-политическую платформу белого движения, правые политические партии надеялись на восстановление монархии и вели соответствующую пропаганду, опираясь на известную формулу: «Православие, самодержавие, народность».

Поэтому отношение 710Слащев Я.А.
Белый Крым.
1920.
М., 1990.
С 44.
711 См.: Деникина А.И.
Очерки русской смуты.
В 5 т.
М, 2002.
[стр. 42]

1.2.
Конституционно-демократическая партия в системе антибольшевистских идейно-политических течений и формирование идеологии Белого Движения Как было уже замечено, революционные события 1917 г.
довольно сильно политизировали сознание российского общества.
«Белый» генералитет, с одной стороны, следуя дореволюционной традиции русского офицерства, не входил и не принимал участия в работе политических партий и организаций, с другой вынужден был заниматься политикой, хотя и был далек от нее и по духу и по специфике профессии.
Поэтому, используя выражение генераллейтенанта Я.А.
Слащева-Крымского,
успешно руководившего обороной Крыма в 1919-1920 гг., можно сказать, что «белое движение представляло собой мешанину кадетствующих и октябриствующих верхов и меныневистскоэсерствующих низов»106.
Что же касается монархистов-черносотенцев, то они были представлены отдельными персоналиями, главным образом из бывшей титулованной знати и всем известных идейных вдохновителей этого течения в дореволюционном прошлом России.
Правом решающего голоса эти люди в большинстве своем не пользовались.

4 Анализ политических программ, заявлений «белых» лидеров и их публикаций107, на наш взгляд, позволяет эту антибольшевистскую «мешанину» условно разделить на три крупных политических течения: правое, центральное и левое.
Правое крыло являлось самым многочисленным и организационно разнообразным в белом движении.
По мнению некоторых исследователей, правое крыло можно условно разделить на две группы: крайне-правые и умеренные.
К умеренным относили себя Южнорусский Национальный Центр и политическая организация В.В.
Шульгина «Азбука».
Крайне-правая группа была представлена Русским собранием,
Союзом русских национальных общин, «Братством животворящего креста» и Орденом Святого Креста.
106 С лаш св Я .А .
Белы й Крым.
1920.
М ..
1990 С 44.
107 См.: капр Д еникина А .И .
О черки русск ой смуты .
В 5 т.
М ..
2002.


[стр.,65]

тельную для широких масс социально-политическую программу и сформулировать на ее основе популярные пропагандистские лозунги.
Итак, рассмотрев влияние кадетской партии на антибольшевистские политические течения и формирование идеологии белого движения, обобщим наиболее важные аспекты проблемы: на идейно-политическое лидерство внутри Белого движения в той или иной мере претендовали представители трех политических течений: правого (монархисты), центрального (либералы) и левого (социалисты).
Но доминировали кадеты; важным фактором, способствовавшим выработке единой идейнополитической линии в белом движении стало русское офицерство, которое являлось ядром белых армий и входило в состав всех антибольшевистских организаций разной политической направленности; признавая общую идейно-политическую платформу белого движения, правые политические партии надеялись на восстановление монархии и вели соответствующую пропаганду, опираясь на известную формулу: «Православие, самодержавие, народность».
Отношение крайне правых и черносотенцев к режиму А.И.
Деникина было крайне отрицательным; для большинства либерально-буржуазного, кадетского политического крыла формула «единой и неделимой России» читалась как установление правового, парламентского режима, в форме республики или конституционной монархии, типа английской.
Партия кадетов сразу после октября 1917 г.
заняла позицию безоговорочной поддержки Добровольческой армии, а затем и Вооруженных Сил Юга России; П.Н.
Милюков написал Декларацию Добровольческой армии от 27 декабря 1917 г., а также принял активное участие в выработке «Корниловской» политической программы.
Кадеты явились идеологами «белой» военной диктатуры, объединив вокруг себя или, вернее сказать, объединившись сами с теми более правыми элементами, которые откровенно стремились к реставрации, но не считали своевременным делать это под собственным флагом.


[стр.,83]

ределение в перспективе внешнеполитической стратегии всего антибольшевистского движения.
3.
Необходимость и неизбежность комбинированных действий Партии Народной Свободы с другими партиями и группами постепенно стирала границы недопустимого между ними; в деникинском Особом Совещании кадеты составляли оппозицию его реакционной части из числа генералитета и политических деятелей правомопархического толка.
Вынужденное сотрудничество с правыми способствовало усилению в партии соответствующих тенденций; входя в состав краевых правительств, кадеты вынуждены были поддерживать «правую политику», не соответствующую традиционным программным и тактическим партийным установкам и искажавшую ее собственный имидж.
4.
На идейно-политическое лидерство внутри белого движения в той или иной мере претендовали представители трех политических течений: правого (монархисты), центрального (либералы) и левого (социалисты).
По доминировали кадеты.
5.
Признавая общую идейно-политическую платформу белого движения, правые политические партии надеялись на восстановление монархии и вели соответствующую пропаганду, опираясь на известную формулу: «Православие, самодержавие, народность».

Отношение крайне правых и черносотенцев к режиму А.И.
Деникина было крайне отрицательным.
6.
Для большинства либерально-буржуазного, кадетского политического крыла формула «Единой и неделимой России» читалась как установление правового, парламентского режима, в форме республики или конституционной монархии, типа английской.
Партия кадетов сразу после октября 1917 г.
заняла позицию безоговорочной поддержки Добровольческой армии, а затем и Вооруженных Сил Ю-а России.
П.Н.
Милюков написал Декларацию Добровольческой армии от 27 декабря 1917 г., а также принял активное участие в выработке «корниловской» политической программы.
Кадеты явились идеологами «белой» военной диктатуры, объединив вокруг себя или, вернее сказать, объединившись сами с теми более правыми элементами, которые откровенно стреми

[Back]