Проверяемый текст
Цаканян, Гаянэ Николаевна; Белая власть Юга России и антибольшевистские политические партии и организации в 1918-1920 гг. (Диссертация 2004)
[стр. 272]

Заявляя программные цели армии, 26 августа 1918 г.
А.И.
Деникин при посещении Ставрополья разъяснял: «Добровольческая армия, совершая свой крестный путь, желает опираться на все государственно мыслящие круги населения.
Она не может стать орудием какой-либо политической партии или общественной организации.
Тогда она не была бы русской государственной армией.
Отсюда неудовольствие нетерпимых и политическая борьба вокруг имени армии.
Но если в рядах армии и
живут определенные тенденции, она не станет никогда палачом чужой мысли и совести.
Она прямо и честно говорит: будьте вы правыми, будьте вы левыми но любите нашу истерзанную Родину и помогите нам спасти
ее».716 В таком же духе составлялись официальные воззвания Добровольческой армии.
В них утверждалось, что под знамена генералов
Алексеева и Деникина стекаются люди разных партий и беспартийные, люди разных национальностей, населяющих Россию, и разных общественных положений: от генерала до рядового солдата, люди образованные и необразованные, простые.
Как в старой Сечи Запорожской спрашивали вновь пришедшего только об одном: «верует ли в Бога?», так и в Добровольческой армии принимают всех, кто любит Родину и готов положить душу свою за благо своего народа, не расспрашивая далее, каковы его политические убеждения и, не препятствуя ему иметь убеждения, какие ему угодно, лишь бы он не забывал, что в армии нет и не должно быть места политике.
Занявшись политикой, она разложилась бы на партии и группы, то есть перестала бы быть армией, оказалась бы негодной для той цели, для которой формировалась.
Однако, не занимаясь политикой, стоя вне партий и над партиями, Добровольческая армия, как и всякая
организованная военная 716 Цит по: Лехович Д.В.
Белые против красных Судьба генерала Антона Деникина.
М, 1992.
С.
210.
[стр. 52]

шевизм, используя для его критики и эсеро-менылевистскую, и кадетскую, и монархическую, и религиозную аргументацию, теоретики белого дела разрабатывали «положительный идеал» Родины.132Рассуждая о будущем общественнополитическом устройстве России, они четко противопоставляли: экспроприации экспроприаторов и обобществлению частную собственность, рынок и конкуренцию; классовой борьбе гражданский мир; диктатуре пролетариата сильную национальную власть, правовое государство и гражданское общество; идеологическому диктату большевиков идейный и политический плюрализм, возрождение духовности; этике, оправдывающей любое деяние на благо революции христианские нравственные нормы; руководящей роли РКП(б) в искусстве свободное соревнование любых этико-эстетических концепций.133 Как видим, этот общественно-политический идеал имел мало общего с реставрацией царского самодержавия и защитой феодальных пережитков.
Ну и, конечно, он был принципиально не совместим с социально-экономическими и политическими основами государства диктатуры пролетариата.
Что же касается формы государственной власти а организации управления, то она не предрешалась, частично из тактических соображений, с целью максимального расширения социально-политической базы белого дела, а частично из-за теоретической уверенности, что сама по себе монархическая или республиканская форма управления не предопределяет ни соблюдения законности, ни государственного правопорядка.13i 26 августа 1918 г.
А.И.
Деникин при посещении Ставрополья разъяснял: «Добровольческая армия, совершая свой крестный путь, желает опираться на все государственно мыслящие круги населения.
Она не может стать орудием какой-либо политической партии или общественной организации.
Тогда она не была бы русской государственной армией.
Отсюда неудовольствие нетерпимых и политическая борьба вокруг имени армии.
Но если в рядах армии и
жи132 Ш ты ка А .П .
М ем уар ы бел огв ар л ей н еи как и сточ н и к по и стор и и к о отр р еп ол ю п и н в С и би р и //'Л и с е ., канд.
иСг наук Т о м ск , 1 9 8 7 .С .
174.
1,1 Н о в т р и и е в П .И .
Ш о б щ еств ен н о м нпвалс.
М ., 1991.
0 .4 4 , S 9, 126, 137-1 3 8 , 2 0 7 , 3 3 4 , 5 1 2 -5 1 5 , 517: И льин И Л О су щ н о сти п рав осознан и я И С о б р .
С оч.
Т .4.
• М , 1994.
• С .
1 4 9 -1 6 0 ,2 1 0 * 2 2 2 ,2 3 0 -2 4 0 ,2 5 8 , 2 6 7 , 276 114 И льин И .А .
О м он а р х и и н р есп у б л и к е П С о б р .
соч и нен и й .
Т .4.
С .4 17 -4 2 4 .


[стр.,53]

вут определенные тенденции, она не станет никогда палачом чужой мысли и совести.
Она прямо и честно говорит: будьте вы правыми, будьте вы левыми но любите нашу истерзанную Родину и помогите нам спасти
ее».135В таком же духе составлялись официальные воззвания Добровольческой армии.
В них утверждалось, что под знамена генералов
Корнилова, Алексеева и Деникина стекаются люди разных партий и беспартийные, люди разных национальностей, населяющих Россию, и разных общественных положений: от генерала до рядового солдата, люди образованные и необразованные, простые.
Как в старой Сечи Запорожской спрашивали вновь пришедшего только об одном: «верует ли в Бога?», так и в Добровольческой армии принимают всех, кто любит Родину и готов положить душу свою за благо своего народа, не расспрашивая далее, каковы его политические убеждения и, не препятствуя ему иметь убеждения, какие ему угодно, лишь бы он не забывал, что в армии нет и не должно быть места политике.
Занявшись политикой, она разложилась бы на партии и группы, то есть перестала бы быть армией, оказалась бы негодной для той цели, для которой формировалась, Однако, не занимаясь политикой, стоя вне партий и над партиями, Добровольческая армия, как и всякая
оргатгизованная военная сила, служит определенной политической цели, заявляли деникинские пропагандисты136.
Особенность Добровольческой армии состоит в том, что сс политическая цель поставлена ей не правительством государства, политический строй которого она должна охранять, а самою жизнью русского народа, самим ходом событий русской революции, принесшей народу в лице большевистской власти не свободу, равенство, справедливость, счастье и довольство жизни, а тяжкий гнет, неправду, голод и отчаяние.
Единственная цель Добровольческой армии возвратить русскому народу свободу самоопределения, отнятую у него обманом и насилием большевиков.
Лукавят те, кто приписывает Добровольческой армии стремление возвра1,5 Ц кт поЛ ехон и ч Д .В .
Велыс против красны х С у д ь б а ген ер ала А н т о н а Д ен и к и н а .
М ., 19 9 2 .
С.210.

1,9 Устиггкин С.В.
Траахлдия бслоЯ гкарлии.
Н .Н оагор ол , 1995.
С.
167.

[Back]