Проверяемый текст
Цаканян, Гаянэ Николаевна; Белая власть Юга России и антибольшевистские политические партии и организации в 1918-1920 гг. (Диссертация 2004)
[стр. 274]

274 верой.
И.А.
Ильин доказывал: «По глубокому смыслу своему белая идея, выношенная
и созревшая в лоне русского православия, есть идея религиозная».719 Поддержка православия стала важнейшей составной частью идейно-политической программы белого движения.
В дайной связи также заметим, что многие отечественные и зарубежные исследователи считают, что одной из важнейших составных частей белой идеологии был антисемитизм.720 На наш взгляд, это утверждение не являлось вполне точным.
Не случайно, крайне правые, наоборот, обвиняли Особое совещание А.И.
Деникина в проведении
«жидовствуютдей» политики и требовали «очистить» отдел пропаганды ОСВАГА от евреев/21 В свою очередь, лидеры Белого Юга Л.Г.
Корнилов, М.В.
Алексеев, A.VT.
Деникин, A.B.
Колчак также не были антисемитами и уж тем более вдохновителями еврейских погромов.

Отрицая участие добровольцев в погромах, они доказывали, что «сведения о них это только ничем не прикрытая демагогия и —
ТОО выигрышный способ борьбы с белыми».
Таким образом, общие концептуальные установки белой идеологии, с точки зрения ее теоретиков, характеризовали следующие черты: традиционный, общенациональный характер; надклассовая, надпартийная, государственно-патриотическая направленность;
призыв к социальному и межнациональному примирению; верность историческим началам, православию, обычаям и культуре предков; строгое соблюдение законности, уважение ценностей правового государства и гражданского общества.
7,9 Ильин И.А.
О грядущей России.
Избранные статьи.
М., 1993.
С.
342.

7^° Власов 10.11.
Огненный крест.
Бывшие.
М, 1993.
С.
211-213.
72*См.
напр.: Деникин А.И.
Указ.
соч.
Т.
5.
С.
134.
72" Деникин А.М., Фон Лампе A.A.
Трагедия белой армии.
М., 1991.
С.
27.
[стр. 54]

тить Россию к старому царскому режиму или к установлению военной диктатуры.
На своих штыках она не несла никакого заранее определенного режима, будь-то конституционная монархия, республика или федерация автономных государственных образований.
Вопрос о том или ином государст венном устройстве должен быть решен самим русским народом, как совокупностью всего населения «Единой и Неделимой России», без различия национальности и релиГ И И .
' 3 7 Лозунг пепредрешения помогал смягчать социально-политические противоречия внутри белых армий, которые вопреки уверениям вождей белого дела, конечно не могли оставаться вне политики.
Можно сказать, что этот лозунг был для них вынужденной необходимостью.
Белая идеология была неразрывно связана с православной верой.
И.А.
Ильин доказывал: «По глубокому смыслу своему белая идея, выношенная
13Х и созревшая в лоне русского православия, есть идея религиозная».
Поддержка православия стала
составной частью идейно-политической программы белого движения.
Многие отечественные и зарубежные исследователи считают, что одной из важнейших составных частей белой идеологии был
антисемитизм.139 Крайне правые, наоборот, обвиняли Особое совещание А.И.
Деникина в проведении
«жидовствующей» политики и требовали «очистить» отдел пропаганды ОСВАГА от евреев.ш Отрицая участие добровольцев в погромах, они доказывали, что «сведения о них это только ничем не прикрытая демагогия и выигрышный способ борьбы с белыми».141 Какое же из этих утверждений соответствует действительности? Не следует забывать о том, что белый лагерь был крайне неоднороден.
А.И.
Деникин в «Очерках русской смуты» точно отразил размежевание крайне правого, черносотенного и либерально-демократического флангов белого движения по этому вопросу: «Если 3' В сстп и к Д обр ов ол ь ч еск ой ар м я н I9 IS .
N s4 • 20*21 ю ок я.
531 И льин И .А .
О гр я ду щ ей Р оссии.
И збр ан н ы е статьи .
М , 1993.
С .3 4 2 .

m В л асов юП О гн ен н ы й крест.
Б ы вш ие.
• М ., 1993.
• С .2 1 1-213.
ш С м / п о д / .
Д ен и к и н А .И У каз.
с о ч .
Т 3.
С .
134 141 Д ен и к и н А .М ., Ф о н Л ам п е А .А .
Т рагедия б е л о й арм ян.
М ., 1991.
С .27.


[стр.,55]

на одном фланге политического фронта антисемитизм проявлялся открыто, то на противоположном, где еврейское равноправие считалось одним из боевых программных пунктов, а защита еврейства традицией, чувство антипатии к ним и осуждения не раз также прорывалось наружу».1*2 Но «прорывалось», заметим.
у отдельных политических деятелей, а не в идеологии соответствующих партий.
Либеральные и демократические партии осуждали дискриминацию и насилие по отношению к евреям.
В их идейно-теоретических установках и политических программах не было места антисемитизму, ибо российская либерально-демократическая интеллигенция традиционно стыдилась его, как дурной болезни.
Военные руководители белого дела: Л.Г.
Корнилов, М.В.
Алексеев, А.И.
Деникин, А.В.
Колчак также не были антисемитами и уж тем более вдохновителями еврейских погромов.

В ходе гражданской войны самыми ярыми антисемитами зарекомендовали себя монархисты-черносотенцы143.
Но в конечном итоге они сами стали жертвой собственных антисемитских заблуждений.
Антисемитизм стал для них фактором, исказившим восприятие действительности, помешавшим взглянуть трезво на проблемы антибольшевистской борьбы.
Следовательно* для крайне правого фланга «белого» лагеря антисемитизм действительно являлся «краеугольным камнем» объяснения причин возникновения и сущности гражданской войны.
Идеологии и политике либерально-демократических партий антисемитизм в целом был не свойственен.
Военные же руководители белого движения не проявляли должной решительности и последовательности в пресечении проявлений антисемитизма, в борьбе с погромами.
Таким образом, общие концептуальные установки белой идеологии, с точки зрения ее теоретиков, характеризовали следующие черты: традиционный, общенациональный характер; надклассовая, надпартийная, государственно-патриотическая направленность;
141Д ен и к и н А .И .
У каз.
соч.
Т 5 С .
14й.
,4Э У сти н к и н С .В .
Ц рагедня Б ел ой гвар дии.
Н .Н овгор од, 1995.
• С .
193.


[стр.,56]

призыв к социальному и межнациональному примирению; верность историческим началам, православию, обычаям и культуре предков; строгое соблюдение законности, уважение ценностей правового государства и гражданского общества; духовность иморальная правота.
На этом идейно-теоретическом фундаменте были сформулированы общие политические лозунги белого движения144: 1.
Свержение большевиков, ведущихРодинукгибели.
2.
Восстановление Великой Единой, Неделимой России, государственного правопорядка.
3.
Созыв народного Собрания на основе всеобщего избирательного права.
4.
Проведение децентрализации власти путем областной автономии и широкого самоуправления.
5.
Гарантия гражданских прав и свобод, свободы вероисповедания и культурно-национальной автономии.
6.
Признание права частной собственности.
7.
Проведение земельной реформы для устранения нужды трудящегося населения.
8.
Немедленное введение рабочего законодательства, защищающего трудящиеся классы от эксплуатации их государством и капиталом.
Не выступая за реставрацию царских порядков, лидеры белого движения признавали Февральскую революцию и выдвигали лозунг «непредрешения» будущего общественною строя России, который должно было определить Учредительное Собрание или Земский Собор.
Признавая необходимость решения аграрного, рабочего, национального вопроса, белая власть пытатась разрабатывать компромиссные законопроекты.
Но так и не смогла выработать четкой позиции поэтим и другим острейшим проблемам.145 ж ГЛГФ ф.440.Ои.1 ДЭ.
Л.1-15: Дешшш А.И.
Указ.
соч.
Т.З.
С.145.
145 История Отечества Bun.l.
М., 1У92.
С.65.

[Back]