Проверяемый текст
Поливина, Марина Анатольевна; Повседневная жизнь населения Северного Кавказа в годы гражданской войны 1917 - 1920 гг. (по материалам региональной периодики) (Диссертация 2008)
[стр. 290]

290 попечением свыше, на основании определенной системы, а 757 самоформировались явочным порядком».
Таким образом, в Добровольческой армии особое значение приобрели процессы самоорганизации, по сути, явившие собой специфическую форму не только корпоративной, но и общественнополитической активности.
На наш взгляд, они заслуживают внимательного специального изучения и оценивались современниками по-разному.
По сути, на Юге России имело место широкое развитие элементов военной демократии, а сама «армия переживала своеобразный «удельно-вечевой» период».
При этом, как отмечалось некоторыми современниками: «Большим злом в Добовольческой армии являлась партийность в офицерской среде.
Это не была, конечно, партийность политического характера.
Зло заключалось в делении офицеров на «старых» и «новых»».7'' Заметим, что такая «партийность» офицеров белых армий резко контрастировала с поведением основной массы мобилизуемых обывателей, принципиально не желавших воевать.
В данной связи колоссальное значение на Белом Юге приобрело дезертирство.
В частности, в приказе Ставропольского военного губернатора № 178 от 8 марта 1919 г., опубликованного в местных газетах, обращалось внимание на то, что: «В связи с объявленной на Дону мобилизацией учащихся высших учебных заведений, обнаружено бегство студентов из Ростова, Новочеркасска и др.
пунктов.
Объявляя об этом, во всеобщее сведение приказываю: «Начальникам уездов и Начальнику Ставропольской Городской Военной Стражи принять все зависевшие меры в обнаружении уклоняющихся от призыва студентов, указанных возрастов, задержанию их и направлению
757 Возрожденные полки Русской армии в Белой борьбе на Ю ге России.
М., 2002.
С.
384-385.
758 Возрожденные полки Русской армии в Белой борьбе на Ю ге России.
М , 2002.
С.
389.
[стр. 79]

по 15 октября 1919 г.
на территории Советской Республики задержаны 47 745 дезертиров.
В настоящее время при наступлении холодов (в следствие недостатка в обмундировании и одежде) значительно увеличилось дезертирство из запасных частей.
Дезертирство из эшелонов с 20 сентября по 1 октября достигло 4,7%, а с 1 по 15 октября 17,8%».1 3 1 В рассматриваемый период, на территории региона, в районе Джеиибека, Кайсацкого, Эльтон и Сехино располагался целый фронт, из никому не подчиняющихся военных формирований, состоящих из дезертиров различных армий.
В марте 1919 г.
его посетил Григорьев член Реввоенсовета 9 IЗ9 армии, о чем он представил доклад Реввоенсовету от 21 марта 1919 г.».
“ Военные дезертиры, иногда определяли внутреннюю жизнь значительных территорий, не подчинявшихся ни одному из существующих в регионе правительств, и выходя из сферы контроля государственных органов.
Так, в мае 1919 г.
ростовская пресса сообщала о том, что Кубанское правительство задействовало значительные воинские силы, предприняв карательные экспедиции на Таманском полуострове, территорию которого оно не контролировало: сообщалось, что войска были посланы «в это гнездо дезертирства, дебо1по ширства и просто разнузданного разбойничества».
Данное явление захватывало различные слои и социальные группы региона и наблюдалось на различных уровнях региональной социокультурной среды.
Так, в приказе Ставропольского военного губернатора № 178 от 8 марта 1919 г., опубликованного в местных газетах, обращалось внимание на то, что: «В связи с объявленной на Дону мобилизацией учащихся высших учебных заведений, обнаружено бегство студентов из Ростова, Новочеркасска и др.
пунктов.
Объявляя об этом, во всеобщее сведение приказываю: «Начальникам уездов и Начальнику Ставропольской Городской Военной Стражи принять все зависевшие меры в обнаружении уклоняющихся от призыва студентов, указанных возрастов, задержанию их и направлению
затем в 131 Советская деревня глазами ВЧК ОГПУ НКВД 1918 -1939гг.
М., 1998.
С.212.
132 ГЛРО.
Ф.
Р -2599.
Оп.1.
Д.26.
Л.457.
133ГАКК.
Ф .Р411.
Оп.2.
Д.255.
Л.6.
79

[Back]