295 движении силам, выступавшим за возвращение к традиционным государственным формам удалось занять преобладающие позиции и стать основой для последующего объединения всех вариантов альтернативного большевикам исторического развития (осуществленного с многочисленными оговорками) в единую общность, нацеленную на решение единой задачи: возвращения к традиционным идеалам и формам государственного строительства. Подобный вариант воссоздания прежних государственных и общественных институтов сохранял в своей основе идею восстановления в измененном виде, модернизированном в соответствии с реалиями политической жизни, прежнего государственного устройства, существовавших ранее институциональных форм государственного бытия традиционного варианта российской государственности. Так, А.И. Деникин отмечал, что «будущей, воссозданной Великой России, необходимо Правительство, ведущее общегосударственные дела в лице честных, и не принадлежащих к крайним воззрениям людей... Представительные учреждения законосовещательного характера... Данные институты должны действовать до созыва Учредительного собрания, которое и должно будет установить окончательно форму государственного устройства страны».76' Взгляды руководителей и идеологов Белого движения на характер национального, государственного и административного устройства отразил комплекс предпринятых ими мероприятий по организации государственной власти. Таким образом, согласно идеологическим установкам Южнороссийской государственной власти общество и страна должны проделать, в их представлении, обратный путь: от разрушения 767 ГАРФ. Ф.1255. Оп.1. Д.б. Л.80. |
127 армии, правительство Богаевского вступило в самое тесное единение с командованием Деникина. На Тереке, с восстановлением независимости 'Герского казачества, правительство Вдовенко вошло в тождественную связь, с тем же командованием. В единении с командованием г. Деникина состояло до сих пор и правительство Филимонова на Кубани».247 Проведение на Юге России политики национального единства правительством А.И. Деникина, включало в себя и применение методов силового давления на возникшие сепаратистские региональные государственные образования. Так, в письме дипломатического представителя «Союза горцев Кавказа», командующему британскими войсками и представителю союзных держав в Баку от 24 февраля 1919 г. указывалось, что: «...Добровольческая армия совершенно не признает ни горского правительства, ни Горской республики, предлагает горскому правительству добровольно сложить власть, и намерена сама определить организацию местного управления юрских народов и назначить всех ответственных должностных лиц».248 В самом южнорусском Белом движении силам, выступающими за возвращение к традиционным государственным формам удастся запять преобладающие позиции в регионе и стать основой для последующего объединения всех вариантов альтернативного большевикам исторического развития (осуществленного с многочисленными оговорками) в единую общность, нацеленную на решение единой задачи: возвращения к традиционным идеалам и формам государственного строительства. Подобный вариант воссоздания прежних государственных и общественных институтов сохраняет в своей основе идею восстановления в измененном виде, модернизированном в соответствии с реалиями политической жизни прежнего государственного устройства, 2 1 7Кубинская .мысль. 1919. 18.мая. 7lB I Л ГО. Ф. Р 2599. Он. I . Д.26, Д-172. 128 существовавших ранее институциональных форм государственного бытия традиционного варианта российской государственности. Так, Л.И. Деникин отмечал, что «будущей, воссозданной Великой России, необходимо Правительство, ведущее общегосударственные дела в лице честных, и не принадлежащих к крайним воззрениям людей... Представительные учреждения законосовещательного характера... Данные институты должны действовать до созыва Учредительного собрания, которое и должно будет установить окончательно форму 249 государственнего устройства страны». Взгляды руководителей и идеологов Белого движения на характер национального, государственного и административного устройства отражают комплекс предпринятых ими мероприятий по организации государственной власти к Ставропольской губернии единственной территории в регионе, которая длительное время практически полностью контролировалась Главнокомандованием Вооруженных сил на Юге России и управлялась назначаемым нм военным губернатором. В пределах данной губернии были полностью восстановлены: институт волостных старшин, сотенных старост, земские органы власти и т. д. Об этом свидетельствует приказ ЛЬ18 от 22 декабря 1918 г. военного губернатора Ставрополья: «В целях скорейшего восстановления нормальной жизни в Ставропольской губернии, и необходимости восстановления деятельности органов земского управления, приказываю всем волостным старшинам губернии немедленно приступить к взиманию с населения земских сборов за 1918 г., в размерах установленных октябрьскими листами за 1917 г.».2э0 Создание подобных институтов, в представлении участников Белого движения, должно было повлечь за собой прекращение этнического и социального общественного раскола, и 2,9 ГЛ1>Ф. Ф .Р255. Ои-1. Д .б. JJ.H0. ” °Г Л С К .Ф . Р 40.ОП.1, Д 1 0 .Л . 10,21. 129 будет означать выход из кризисного состояния. Таким образом, согласно идеологическим установкам Южно-российской государственной власти общество и страна должны проделать, в их представлении, обратный путь: от разрушения традиционной формы государственности и насту пления всеобъемлющего кризиса, до се полного восстановления. Важным и характерным /утя данного времени политическим представлением, отражающим идеологические установки политического режима возглавляемого генералом Деникиным, являлось представление сторонников Белой армии о главной конфронтационной линии, разделяющей российское общество, и представляющей собой две альтернативы общественного и государственного устройства, государственной идеи. Данная разделительная полоса проходила между сторонниками основополагающих общественно-политических преобразований и их противниками большевиками, представляющими иную альтернативу общественного развития. Помимо представления об этой основной линии общественного противостояния, в их восприятии существовала еще одна, важнейшая из множества разделительных линий, эта линия проходила внутри самого антибольшевистского движения и разделяла ого движение на разные ветви по признаку политических платформ и тактических различий. Современник отмечал: «Общее положение безотрадно. Всюду раздоры партий и борьба личных, мелких самолюбий... И при таких условиях приходится вести борьбу с большевиками, все еще многочисленными и устраивать внутренние дела, в так называемой Кубанской республике»."51 Отсутствие единства и расчлененность лагеря защитников традиционной государственности, определяли и характер взаимоотношений между различными частями антибольшевистского движения, в частности между Южно-российским правительством А. И. -S ГЛКК. Ф. Р 4 М. Оп.2. Д .252. JI.91. |