296 традиционной формы государственности и наступления всеобъемлющего кризиса, до ее полного восстановления. Исходя из этого, Южно-российская государственность созданная Белым движением на Юге России, и соответствующая ему государственная идея, являющаяся одним из вариантов традиционного государственного устройства России, воспринимались лишь как предшественники новой общерусской власти, которая будет установлена после изгнания большевиков. Однако, воссоздание прошлого, в представлении сторонников Белого движения, всегда сложнее, чем формирование будущего. В связи с этим, борьба, например, Добровольческой армии и называлась зачастую подвигом. Возвратиться же в «светлое прошлое», и, следовательно, выйти из всестороннего кризиса мог лишь тот, кто отвергал все соблазны нового, иного общественного и государственного устройства. Усиление традиционалистских тенденций в процессе государственного строительства в регионе обусловило то обстоятельство, что направление поиска оптимальной государственной организации, начало смещаться в нем в плоскость двухмерности, характеризующейся присутствием двух основных вариантов государственного устройства, системы организации государственных институтов, государственной власти. Исходя из этого, вариант государственного и административного развития, представляющий собой полицентричную модель государственной организации, для которой характерно наличие автономных государственных образований, различных направлений идеологического и теоретического обоснования постепенно исчезает из общественно-политической жизни региона в 1918-1919 гг. Для пропаганды своих идей на территории Белого Юга была создана не лишенная противоречий, но достаточно стройная система агитационно-пропагандистской работы, в которой были задействованы |
133 внутри самого антибольшевистского движения. В частности теми из них, кто частично воспринял происходящие изменения, и теми, кто остался на прежних мировоззренческих позициях. Этим обусловлено присутствие в среде Белого движения на Юге России представления «о Великом подвиге, который творит Армия».257 Подвиг заключается в том, что данная армия, хотя и является армией не вполне полноценного и легитимного государственного образования, но все же сражается за воссоздание всего Российского государства —Единой Неделимой России, в ее исторических границах, в изменившейся коренным образом иа ори1 iecкой действитеj iьности. Исходя из этого, Южно-российская государственность созданная Белым движением на Юге России, и соответствующая ему государственная идея являющаяся одним из вариантов традиционного государственного устройства России, существуют лишь, как предшественники новой общерусской власти, которая будет установления после изгнания большевиков. Однако, воссоздание прошлого, в представлении сторонников Белого движения, всегда сложнее, чем формирование будущего. В связи с этим, борьба, например, Добровольческой армии и называется, зачастую, ими подвигом. Возвратиться в «светлое прошлое», и, следовательно, выйти из всестороннего кризиса сможет лишь тот, кто сумеет отвергнуть все соблазны нового, иного общественного и государственного устройства, предлагаемого большевиками, в настоящем. Усиление традиционалистских тенденций в процессе государственного строительства в регионе, обусловило то обстоятельство, что направление поиска оптимальной государственной организации, начинает смешаться в нем в плоскость двухмсриости, характеризующейся присутствием двух основных вариантов государственного устройства, 257 ГЛ К К . Ф. Г 369. О н.2. Д .369. Л .34. 134 системы организации государственных институтов, государственной власти. Исходя из этого, вариант государственного и административного развития, представляющий собой полицентричиую модель государственной организации, для которой характерно наличие автономных государственных образований, различных направлений идеологического и теоретического обоснования постепенно исчезает из общественно-политической жизни региона в 1918 1919 гг., уступая место двум, полярно противоположным вариантам государственного и общественного строи тельства, двум прот ивостоящим друг другу версиям государственной идеи, государственного существования. В этой связи, в Циркулярном письме ЦК РКП (б) всем коммунистам, которое характеризовало политическое положение на Юге России па 30 сентября 1919 г., отмечалось: «Б борьбе за власть с капиталистами и помещиками, сила коммунизма, в тех рабочих и крестьянских массах, которые должны выбирать между диктатурой рабочего класса и диктатурой царских генералов».258 Данный процесс отражал общую поляризацию различных общественно политических сил иа Российском Юге и стал следствием общего смещения акцентов общественного развития от многополюстности в формировании здесь государственной идеи к биполярности, двухуровпему восприятию окружающей политической действительности. Па этом фойе широкому казачьему самоуправлению и самостоятельным казачьим государственным образованиям уже не оставалось места в южно-российском политическом пространстве. Таким образом, с развитием на территории Юга России масштабного противостояния между красными и белыми, казачество в значительной мере стремилось выступать как самостоятельная сила отличная от тех и других и в определенной степени противостоящая и тем и другим. И большевики, и их противники в регионе пс скупились на ш Х рестоматия по истории С С С Р. 1 9 1 7 -1 9 2 5 гг. М ., I9 6 3 .C .2 9 I. |