305 происходящих исторических изменений. Особенно сильно в местной антибольшевистской прессе нашли отражение мифологемы, относящихся к комплексу христианских мифических представлений, традиционно присутствующих в сознании той части населения Северного Кавказа, которая исповедовала православие. В Белой печати того времени отмечалось: «Добровольческое движение должно быть всеобщим. Снова, как в старину, 300 лет тому назад, вся Россия должна подняться всенародным ополчением на защиту своих оскверненных святынь и своих попранных прав».786 Вместе с тем, даже на страницах белой печати наблюдалось и соединение традиционных мифологем с вновь формирующимися мифологическими установками, ставшими следствием кризисного общественного развития, включавшими в себя мифологические конструкты, связанными с глобальным вооруженным противостоянием, социальными и общественными противоречиями, с характером изменившейся политической среды, распадом существующих форм государственной и общественной организации. Ведущими из них, в региональной белой печати являлись мифологемы, связанные с концептами национального возрождения. Действительно, национальный или даже националистический подтекст находился в основе пропагандируемой антибольшевистской прессой идеей возрождения России. В этой связи, сам «диктатор» Белого Юга А.И. Деникин отмечал, что в годы деятельности антибольшевистского движения в регионе: «Более или менее ярко выступало национальное 787 чувство». В данном контексте, обращает на себя внимание наличие в материалах антибольшевистской прессы такого значительного 786ГАКК. Ф.Р-1255. Оп.1. Д.6. Л.75. 787Деникин А.И. Очерки русской смуты. // Октябрь. № 8. 1992. С.112. |
вляют люди. И нам на нашу долю выпала священная обязанность быть проводником тех идей, которые мы исповедуем. Мы с твердой верой в правоту Х 7 своих принципов и должны приступить к началу своих работ». В материалах белой печати популяризация традиционных мифологем имела первостепенное значение, именно они, во многом, обуславливали поведение ее представителей, в повседневной политической реальности, отражали формы восприятия ими происходящих исторических изменений. Особенно сильно в местной антибольшевистской прессе нашли отражение мифологемы, относящихся к комплексу христианских мифических представлений, традиционно присутствующих в сознании той части населения Северного Кавказа, которая исповедовала православие. В Белой печати того времени отмечалось: «Добровольческое движение должно быть всеобщим. Снова, как в старину, 300 лет тому назад, вся Россия должна подняться всенародным ополчением на защиту своих оскверненных святынь и своих попранных X X прав». Вместе с тем, даже на страницах белой печати наблюдалось и соединение, традиционных мифологем с новыми, только формирующимися мифологическими установками, ставшими следствием кризисного общественного развития, включавшими в себя мифологические конструкты, связанными с глобальным вооруженным противостоянием, социальными и общественными противоречиями, с характером изменившейся политической среды, распадом существующих форм государственной и общественной организации. Ведущими из них, в региональной белой печати на Северном Кавказе являлись мифологемы, связанные с концептами национального возрождения. Действительно, национальный или даже националистический подтекст находился в основе пропагандируемой антибольшевистской прессой идеей возрождения России. В этой связи, сам «диктатор» Белого Юга А.И.Деникин 53 87 ГАКК. Ф. 1542. Оп.1. Д. 14. Л.4 88 ГАКК. Ф.1255. Оп.1. Д.6. Л.75. отмечал, что в годы деятельности антибольшевистского движения в регионе: 89 «Более или менее ярко выступало национальное чувство». В данном контексте, обращает на себя внимание наличие в материалах региональной антибольшевистской прессы такого значительного мифологического образа, всемерно пропагандируемого белой печатью, как образа Единой и Неделимой России: «За одно мы все должны воевать, за нашу Родину Россию, Единую Великую, что бы было в ней всем хорошо, чтобы была земля у мужика, что бы все были свободны, что бы не было разбоев и убийств, что бы никто не насиловал твоей совести».90 В газетных публикациях времени гражданской войны данный сакральный мифологизированный образ находился в основе всех материалов идеологического, политического характера. Именно в соответствии с ним, должны были осуществлять свою деятельность, направленную на противодействие происходящим общественным и политическим изменениям противники большевистской власти: «Несмотря на все трудности борьбы с большевиками..., в деле строительства России. Командование Вооруженных сил на Юге России будет неустанно идти, по избранному пути воссоздания Единой России, и что залогом несомненного успеха в этой Великой и Святой задаче будет служить полное единство действий всех Правительств, образовавшихся на территории России для борьбы против большевиков».9 1 Однако нельзя не отметить, в этой связи, отсутствия четкой взаимосвязи мифологического конструкта всемерно популяризируемого региональной антибольшевистской прессой с реальной окружающей действительностью, с общей сложившейся в данный период политической ситуацией. В своей смысловой основе, данный мифологический конструкт сознания предполагал наличие объединительных, центростремительных тенденций, как в общественной жизни, так и в рамках определенного взаимодействия различных политических и социальных сил. Однако, на данный исторический мо89Деникин А.И. Очерки русской смуты. // Октябрь. № 8. 1992. С. 112. 90ГЛСК. Ф. 134. Оп. I. Д.З.Л. 14. 91 ГАСК. Ф.134. Оп. 1. Д.З. Л. 14. 54 |