Проверяемый текст
Поливина, Марина Анатольевна; Повседневная жизнь населения Северного Кавказа в годы гражданской войны 1917 - 1920 гг. (по материалам региональной периодики) (Диссертация 2008)
[стр. 310]

310 Газеты писали также и о других сакральных пропагандистских действиях, призванных обеспечить победу над большевиками.
Среди них были различного рода шествия, военные парады, которые подчеркивали священный характер борьбы.

Так, в приказе военного губернатора города Ставрополя от 27 декабря 1918 г.
опубликованного в местной Ставропольской прессе сообщалось:
«Завтра 25 декабря в праздник Рождества Христова, в Крестовой церкви (Николаевский проспект) будет отслужена Божественная литургия и благодарственное Господу Богу молебствование, после которого, на площади перед кафедральным собором, в 11 часов состоится церковный парад войск гарнизона, для участия в котором быть всем частям гарнизона свободным от службы».
В местной периодике времен гражданской войны самых различных политических направлений, яркими красками рисовались образы вождей,
которые для населения региона символизировали мифическое воплощение «героя», той священной личности, которая принесет избавление и решит все проблемы действительности, обеспечит военное и политическое превосходство над противниками.
На страницах печати их деятельность трактовалась как борьба за восстановление былой и потерянной целостности окружающего мира, за возвращение утраченной стабильности бескризисного существования.
Так, в выходящей на Белом Юге газете «Россия», 16 ноября'1919 г.
отмечалось: «В течении...
ужасной борьбы, Россия выставила на первый план, как чемпионов своей свободы адмирала Колчака и генерала Деникина.
Оба мужа честные, доблестные и дальновидные.
Привлекая внимание союзников к этим двум именам, мы, представители различных политических партий, говорим им: «Вот наши представители.
Вот те, которым мы верим.
Вот те, с которыми вы должны прийти к соглашению, если вы хотите говорить с
Россией».796 795 ГАСК.
Ф.
Р-40.
Оп.1.
Д.
10.
Л .19.
790 Россия.
1919.
16 ноября.
[стр. 57]

ли, до сих пор вы не убедились в том, что народ, которому вы несете «свободу» путем жестокостей, насилий и надругательств над верой Христовой, никогда не пойдет с вами по одной дороге? Неужели вы не видите, что русский народ изнемогает под неистовством ваших комиссаров!...
Вы предали русский народ, как Иуда предал Христа, обманули его, будучи обманутыми сами!»95 Идеологическая и политическая борьба с большевизмом на страницах антибольшевистской прессы в данных обстоятельствах, включала в себя не только традиционные методы противодействия вражеским силам, такие как политический, пропагандистский и др.
Белые газеты писали и о том, что эффективные методы борьбы с ним находятся и в иной плоскости священной, сакральной.
В данном контексте, противостояние большевизму включало в себя совершение определенных ритуальных действий молебнов крестных ходов и т.д., которые и должны были способствовать восстановлению божественных заповедей и принести поражение большевистским силам антихриста.
Поэтому в местной прессе о них рассказывалось часто и подробно.
Так, например, в ростовской печати в данный период отмечалось: «Служащие почтово-телеграфных учреждений города Ростова..., вознеся молитвы о даровании благополучия в наступающим году нашей исстрадавшейся Родины, постановили: приветствовать войсковое правительство и атамана, и пожелать им успеха в достижении Святых целей, поставленных казачеством для спасения родного Дона, дорогой Родины».96 Газеты писали также и о других сакральных, политикопропагандистских действиях, призванных обеспечить победу антибольшевистского движения.
Среди них были различного рода шествия, военные парады, которые подчеркивали священный характер борьбы
с противостоящими силами.
Так, в приказе военного губернатора города Ставрополя от 27 декабря 1918 г.
опубликованного в местной Ставропольской прессе сообщалось:
57 95 ГЛКК.
Ф.
Р-411.
Оп.2.
Д.369.
Л.46.
% ГЛРФ.
Ф.
1255.0п.
I.Д.6.
Л.74.


[стр.,58]

«Завтра 25 декабря в праздник Рождества Христова, в Крестовой церкви (Николаевский проспект) будет отслужена Божественная литургия и благодарственное Господу Богу молебствование, после которого, на площади перед кафедральным собором, в 11 часов состоится церковный парад войск гарнизона.
для участия в котором быть всем частям гарнизона свободным от службы».97 В местной периодике времен гражданской войны самых различных политических направлений, яркими красками рисовались образы вождей
тех или иных политических сил, которые для населения региона символизировали мифическое воплощение «героя», той священной личности, которая принесет избавление и решит все проблемы действительности, обеспечит военное и политическое превосходство над противниками.
На страницах печати их деятельность трактовалась как борьба за восстановление былой и потерянной целостности окружающего мира, за возвращение утраченной стабильности бескризисного существования.
Так, в выходящей на Белом Юге газете «Россия», 16 ноября 1919 г.
отмечалось: «В течении...
ужасной борьбы, Россия выставила на первый план, как чемпионов своей свободы адмирала Колчака и генерала Деникина.
Оба мужа честные, доблестные и дальновидные.
Привлекая внимание союзников к этим двум именам, мы, представители различных политических партий, говорим им: «Вот наши представители.
Вот те, которым мы верим.
Вот те, с которыми вы должны прийти к соглашению, если вы хотите говорить с
Россией».98 Большевистская печать в крае, также была полна публикаций такого характера.
Так, в обращении войск Южного фронта напечатанного в армейской прессе от 3 сентября 1918 г.
к В.
И.
Ленину, в связи с покушением на его жизнь, говорилось: «Армия потрясена совершенным над дорогим главой республики злодеянием, армия крепко стиснула в своих руках винтовки, пододвинулась к пулеметам и пушкам, самым тесным кольцом сплотилась вокруг своего Вождя Ленина.
Не от58 *7 ГЛСК.
Ф.
Р -4 0 .
Оп.1.
Д.
10.
Л.
19.
58 Газета «Россия».
1919.
16 ноября.

[Back]