Проверяемый текст
Цаканян, Гаянэ Николаевна; Белая власть Юга России и антибольшевистские политические партии и организации в 1918-1920 гг. (Диссертация 2004)
[стр. 318]

318 свою основную позицию диктатуру, согласиться на образование законодательного (а не «законосовещательного») органа и на создание «ответственного» министерства во главе с представителем донского казачества Н.М.
Мельниковым.812 Эти меры были гораздо радикальнее умеренных предложений Астрова.
Но чем определеннее становилось положение, тем более безнадежным делалось оно для Деникина и его сподвижников.
В январефеврале 1920 г.
была очищена от белогвардейцев южная часть Украины, стала советской Одесса.
В конце марта был освобожден Новороссийск.
Ü1'У Остатки белой армии эвакуировались в Крым.
Характеризуя политическую роль и значение Добровольческой армии, следует отметить, что данная проблематика всесторонне анализировалась современниками, последующими исследователями, однако продолжает оставаться дискуссионной.
В частности, сохранилось множество остро критических свидетельств участников белого движения, которые не только не стремились приукрасить белых, но как будто наоборот, задались целью их дискредитировать.
Эти свидетельства принадлежат
и правым (черносотенцам и монархистам), и центру (кадетам), и левым (социалдемократам, эсерам и народным социалистам), в разной степени и на разных этапах входившим в антибольшевистское движение.
Приведем несколько примеров.
Монархисты, в том числе В.В.
Шульгин,
H.H.
Львов, A.A.
фон Лампе и другие, в качестве главных причин поражения белых, как правило, выделяли; во-первых, слабость белой диктатуры, не сумевшей создать гибкий и сильный аппарат власти; во-вторых, отрицательное отношение населения к половинчатой и непоследовательной
социально812Деникин А.И.
Указ.
соч.
Т.
5.
С.
370.
813РГАСПИ.
Ф.
71.
Оп.
33 Д.
1184.
Л.
9.
[стр. 121]

Даже те участники белой борьбы, которые прямо заявляли о своей пристрастности, считали, что именно поэтому они больше всех заинтересованы в беспристрастном решении вопроса о том, почему белые не победили, ибо не осознав этого можно было обречь на поражение продолжающуюся борьбу с большевизмом в эмиграции и в результате никогда не вернуться в Россию.371 Вот почему сохранилось множество объективных свидетельств участников белого движения, которые не только не стремились приукрасить белых, но как будто наоборот, задались целыо их дискредитировать.
Эти свидетельства принадлежат
правым (черносотенцам и монархистам), центру (кадетам), левым (социал-демократам, эсерам и народным социалистам), в разной степени и на разных этапах входивших в антибольшевистское движение.
Приведем несколько примеров.
Монархисты, в том числе В.В.
Шульгин,
Н.Н.
Львов, А.А.
фон Лампе и другие, в качестве главных причин поражения белых, как правило, выделяли: во-первых, слабость белой диктатуры, не сумевшей создать гибкий и сильный аппарат власти; во-вторых, отрицательное отношение населения к половинчатой и непоследовательной
социально-экономической политике белых/72 В.В.
Шульгин четко сформулировал сущность проблемы, которую белые стремились разрешить: «Надо было заставить...
повиноваться себе, чтобы посредством повинующихся раздавить не желающих повиноваться...»373Почету же ни в одном из антибольшевистских правительств эта задача так и не была решена? Ответы на этот вопрос давались разные.
Часть партийно-монархического лагеря утверждала, что основатели Белого движения генералы М.В.
Алексеев, Л.Г.
Корнилов, А.И.
Деникин, были республиканцами, поэтому главная причина поражения Белого движения заключалась в отказе его вождей поднять мо374 нархистскос знамя и выдвинуть монархическую программу.
В.В.
Шульгин считал, что белым не хватило преданных, способных и честных руководителей, не скомпрометировавших себя злоупотреблениями цар371 Д ен и ки н Л И ., ф он Л а м н с А .Л , Т р агеди и « сл о й арм ии.
М ., 1 9 9 1 ,С.1Э.
372Усшжйн С.В Умы.
соч.
С.
307.
171Шульгин В В Ужи.
соч.
С.
185.
5X4По.иораикий П.П.
За Россию и свободуИ Русское прошлое 1991 N»I С 30-1

[стр.,142]

них из-за границы.,.».
Жесткую позицию заняли Национальный центр и кадетский ЦК в национальном вопросе.
На всех своих партийных конференциях и совещаниях кадеты неизменно поддерживали деникинский лозунг «единой и неделимой России».
Чрезвычайно-сильная приверженность монархической идее в среде «деникинских» кадетов отодвигала решение вопроса о будущем государственном строе России до конца войны, что и вылилось в формулу «непредрешенчества».
Новый белый диктатор, девизом которого стала формула «левая политика правыми руками», предпочитал опираться не на обанкротившихся при А.И.
Деникине кадетов, а на бывших царских чиновников во главе с A.В.
Кривошсиным.
Лишь единицы из руководства кадетской партии остались в Крыму при П.Н.
Врангеле, но в качестве частных лиц не занимая официальных постов в его правительстве.
Находившимся в Крыму кадетам намеченный «черным бароном» курс в целом вполне импонировал.
B.Оболенский, по его словам, скорее бы присоединился к обратной формуле «делать правую политику левыми руками», однако, подчеркивал он, «собственно относительно существа нужной политики у нас как будто не было больших разногласий.
Только для «правых рук она была левой, а для левых рук правой».
Единственное официальное поприще, на котором крымский диктатор нуждался в услугах кадетов, это выполнение ответственных дипломатических миссий.
Монархисты, в том числе В.В.
Шульгин, Н.Н.
Львов, А.А.
фон Лампе и другие, в качестве главных причин поражения белых, как правило выделяли: во-первых, слабость белой диктатуры, не сумевшей создать гибкий и сильный аппарат власти; во-вторых, отрицательное отношение населения к половинчатой и непоследовательной
социально-экономической политике белых.
Другой подход в определении причин поражения белых был харакгерен для социалистов.
Они ясно осознали и четко сформулировали одну из главных причин поражения Белого движения его постепенное «праве

[стр.,148]

* официальных постов в его правительстве.
Находившимся в Крыму кадетам памеченный «черным бароном» курс в целом вполне импонировал.
В.Оболенский, по его словам, скорее бы присоединился к обратной формуле «делать правую политику левыми руками», однако, подчеркивал он, «собственно относительно существа нужной политики у нас как будто не было больших разногласий.
Только для «правых рук она была левой, а для левых рук правой».
Единственное официальное поприще, на кото9 ром крымский диктатор нуждался в услугах кадетов, это выполнение ответственных дипломатических миссий.
13.
Монархисты, в том числе В.В.
Шульгин, Н.Н.
Львов, А.А.
фон Лампе и другие, в качестве главных причин поражения белых, как правило выделяли: во-первых, слабость белой диктатуры, не сумевшей создать гибкий и сильный аппарат власти; во-вторых, отрицательное отношение населе* ния к половинчатой и непоследовательной
социально-экономической политике белых.
14.
Другой подход в определении причин поражения белых был характерен для социалистов.
Они ясно осознали и четко сформулировали одну из главных причин поражения Белого движения его постепенное «правсние» и отрыв от народа, превращение борьбы с большевиками в борьбу с * революцией.
15.
Гораздо ближе к пониманию подлинных причин поражения белых подошли кадеты; самое пристальное внимание они уделяли социальноэкономическим, идейно-политическим и этико-психологическим факторам, обусловившим начало революции, а также определившим динамику противоборства белых и красных в ходе гражданской войны.
Сложный * социально-политический состав белого движения, причины его постепенной эволюции вправо, отрыв от крестьянства также ясно ими осознавались.
Отличались они от монархистов прежде всего тем, что в попытках осмыслить причины победы большевиков и поражения контрреволю148

[Back]