Проверяемый текст
Поливина, Марина Анатольевна; Повседневная жизнь населения Северного Кавказа в годы гражданской войны 1917 - 1920 гг. (по материалам региональной периодики) (Диссертация 2008)
[стр. 405]

405 суда над гражданами не выполняю щ ими государственных разверсток постановлением Лаботисполкома назначен трибунал из ответственных членов Исполкома и П артком а».10'7 Хлебные изъятия в короткий срок всколыхнули регион, вновь ввергнув его в хаос гражданского противостояния.
При анализе политической ситуации, сложившейся в начале 1920 года, нельзя не отметить и того, что победа больш евиков в граж данской войне выдвинула в качестве первоочередной задачу создания новой системы управления.
В соответствие с существовавш ей револю ционной традицией и теоретическими представлениями о характере новой власти, идеалом политического устройства без всяких сомнений считалась республика Советов, как наиболее демократическая форма государственного устройства.
Однако переход к непосредственному воплощ ению в целом прогрессивной идеи в жизнь оказался весьма непростым.
На Дону, Кубани и, Черноморье ситуация дополнялась наследием прежнего периода развития.
С одной стороны, исторически области Донского и Кубанского войск отличалась наличием станичного самоуправления в лице станичных сборов, управления, атамана и суда.
В городах региона также получил свое развитие институт самоуправления в лице городских дум и управ.
Таким образом, местное население в гораздо больш ей степени, чем в центральной России было ориентировано на развитие начал самоуправления.
Кстати, некоторое время больш евики не отменяли органы местного казачьего самоуправления на станичном, волостном, хуторском уровне.
Н а части территории Д она и Кубани, продолж али действовать традиционные казачьи сходы, которые после занятия больш евиками территории Белого Ю га, так и не были заменены на новые органы 1037 Лабинская беднота.
1920.
№ 62.
[стр. 34]

Кавказе советской власти, формирования административных, партийных органов большевистского режима появилась и новая лексика, возникшая в процессе повседневного политического, партийного строительства в крае: названия партии, лиц принадлежавших к ней, названия парторганов, например: РКП (большевиков), партийный комитет, партком, ячейка, комячейка, бюро ячеек, Лаботпартком, политком, женотдел и т.д.
'Гак, в газете «Кавказская коммуна» №81 за 1920 г.
отмечалось: «Состоится общее собрание членов РКП (большевиков)».41 Газета «Лабинская беднота» в этом же году сообщала, что: «для суда над гражданами невьполняющими государственных разверсток постановлением Лаботисполкома назначен трибунал из ответю ственных членов Исполкома и Парткома».
При этом, например, слово ячейка употреблялась в газетных материалах для обозначения самой мелкой организационной единицы партии: «Организована ячейка учащихся школ грамотности г.
Армавира».43 В качестве синонима слову ячейка в указанном значении выступало сложносокращенное слово комячейка: «...
очередная задача объединить для совместной работы комячейки и комсомол».44 В дальнейшем трансформация неологизмов продолжалась, и слово ячейка входит в составное наименование бюро ячеек: «С 20 ноября с.г.
организовано бюро ячеек в гарнизонном Красноармейском клубе».45 С установлением Советской власти в крае, с политической повседневностью, связано возникновение нового значения слова кандидат, распространившемся в разнообразных публицистических материалах местной периодики.
Оно возникло в результате сужения основного значения и у него появилось специальное значение «кандидат в члены партии».
Газета «Лабинская беднота» отмечала: «Секретари должны представить письменные доклады, а также списки...
с указанием числа членов и кандидатов и списки секретарей 41 Газета «Кавказская коммуна».
1920.
№81.
42 Газета «Лабинская беднота».
1920.
№ 62.
43 Газета «Лабинская беднота».
1920.
№ 60.
44 Газета «Лабинская беднота».
1920.
№ 60.
45 Газета «Лабинская беднота».
1920.
№ 53.
34

[стр.,147]

никновение которых было обусловлено коренными изменениями в области промышленного и сельскохозяйственного производства в регионе в рассматриваемый период.
Так, распространились слова, связанные с политико-экономическими мероприятиями государства: продовольственная разверстка, разверстка, продналог, продармеец.
Газеты писали: «иностранные подданные не могут быть освобождаемы...
от трудовой повин^36 ности и продовольственной разверстки»" или*«для суда над гражданами, не выполняющими государственных разверсток, постановлением Лаботиспол«737 кома назначен трибунал из ответственных членов Исполкома и Парткома».** Образцом использования данных неологизмов могут также служить строки из следующего газетного материала: «В четвертую годовщину Октября лучший подарок станичника трудящимся Советской России сдача продналога»,** а также «у продармейцев на это острый глаз: на этот раз забрали мя239 со».
Эти слова и термины входили в активный словарь местной прессы до тех пор, пока понятия, ими выражаемые, были политическими реальностями в повседневной жизни широких масс населения региона.
Как только эти реальности отошли в историю, так и слова, обозначавшие их, стали историзмами.
Их судьбу в лексической системе русского языка разделило и возникшее вместе с продовольственной разверсткой слово продармеец.
В местной периодической печати в годы гражданской войны нашли свое применение и слова, связанные с активным преобразованием сельского хозяйства.
Так, например, названия артель, трудовая артель, коммуна, комV мунальная община зачастую связывались с понятием одной из форм производственной кооперации крестьян.
В таком значении они употреблялись в материалах местной прессы: «Имеются коммунальные общины и артели».240 По завершению гражданского противостояния в регионе Северного Кавказа ш Газета «Лабинская бедного».
1920.
№81.
237 Газета «Лабинская беднота».
1920.
№62.
238 Газета «Советский станичник».
192!.
№ 8.
239 Газета «Лабинская бедного».
1920.
№ 53.
2ШГазета (Лабинская беднота»..
1920.
№ 51.
147

[Back]