439 принято отождествлять с чисто эсеровским. М ежду тем, очевидно, что самостийники организационно не были связаны с эсеровским и центрами, в пользу чего свидетельствует, к примеру, провал попы ток наладить сотрудничество с остатками ш таба эсера Вороновича. Что касается идейной насыщ енности движ ения, то в кратком периодическом обзоре повстанческого движ ения на территории Северо-Кавказского военного округа за июль-август 1921 г., где особо подчеркнута аналогичность характеров бело-зеленого движ ения 1920 и 1921 гг., прямо говорилось, что отряды, имеющие эсеровскую организацию с лозунгам и «За Советы I1^6 без коммуны» были для Кубани «редким исклю чением». Однако этот вывод такж е не представляется-, вполне верным. Обращ аясь к анализу идейной платформьт бело-зеленого движ ения, в первую очередь, следует вы делить его общ едемократическое содержание при резком* неприятии больш евистскойш олитической практики: Н аряду с этим, довольно заметны в; ней элементы антисемитизма. Н а наш взгляд, это отражало скорее узкопрактическое, нежели теоретико-политическое осмысление реальности. Так, в выходящ ей еженедельно и раздаваемой бесплатно «Газете Зеленой Армии» сообщ алось следующ ее: «М ы группа зелены х имеем в виду объединение всех зеленых, для борьбы с кровожадными большевиками... Больш евизм несет...нам русским и главны м образом крестьянам закрепощ ение, бесправное рабство и нищ ету, как в материальном, так и в духовном отнош ении... они ж елая ж ить по барски и доказательство существования эсеровского направления. К сожалению, документального подтверждения этого мнения нами не обнаружено. Признавая совпадение таких программных положений двух течений (самостийнического и эсеровского) как созыв Учредительного собрания и решение аграрного вопроса, нельзя не видеть и различий между ними. В состав секции были введены после роспуска комиссии по борьбе с бедо-зелеиыми, членами которой являлись с момента ее создания в августе1920 г. (РГВА. Ф.192. Оп.1. Д.1. Л.13; ПДИИКК. Ф.1. Ои.1. Д.7. Л.Л. 105, 130). 1,26 РГВА. Ф.9.0п.15. Д. 1.Л.Л.172-177. |
од, они начинают приобретать новые черты, появление которых обусловлено реалиями кризисного времени. На страницах местной прессы все явственней проступали мыслительные конструкты сознания, которые включают в себя как традиционные мифические образы, так и новые видоизмененные мифологизированные установки. Появление видоизмененных, мифологизированных форм в газетных материалах того времени, в данный период, было обусловлено особенностями в восприятии общественным сознанием существующей в регионе политической повседневности, происходящих событий и явлений, сложившейся общественно-политической ситуацией в целом. Хаотическое и нестабильное положение, непредсказуемость в развитии событий, шаткость и хрупкость повседневного человеческого существования в целом способствовали особому восприятию на страницах местной прессы происходящих изменений. Существенной чертой в подаче ею публицистических материалов становится крайняя мифологизированность, трактовка происходящих событий и явлений, с помощью мифических образов, часть из которых создается в целях пропаганды своих идей противостоящими друг другу в гражданском вооруженном конфликте, военно-политическими лагерями. Так, в выходящей еженедельно и раздаваемой бесплатно «Газете Зеленой Армии» сообщалось следующее: «Мы группа зеленых имеем в виду объединение всех зеленых, для борьбы с кровожадными большевиками... Большевизм песет...нам русским и главным образом крестьянам закрепощение, бесправное рабство и нищету, как в материальном, так и в духовном отношении... они желая жить по барски и в тоже время желая сохранить у себя награбленное золото и серебро... Это будет хуже крепостного права. Русский не будет ни чиновником, ни артистом, ни писателем, ни инженером».77 Местная печать Северного Кавказа, таким образом, вносила свой вклад в формирование мифологизированной «картины мира», ставшей частью повседневной жизни человека периода гражданской войны: «Вы спрашиваете за что мы воюем? Мы воюем за то, чтобы...не смели трогать наши святыни в 46 77РГЛСПИ. Ф. 17. Оп.бб. Д. 75. Л.6. |