Проверяемый текст
Поливина, Марина Анатольевна; Повседневная жизнь населения Северного Кавказа в годы гражданской войны 1917 - 1920 гг. (по материалам региональной периодики) (Диссертация 2008)
[стр. 444]

444 хуторе)».1135 Таким образом, в региональной печати в годы гражданской войны причудливым образом соединились мифическое отражение сознанием реальных обстоятельств кризисной действительности, и мифологические конструкты, сущ ествую щ ие на протяж ении длительного исторического времени, имею щ ие длительную историческую основу.
Н еобходимо отметить, в связи с этим, что насилие, направленное в отнош ении политических противников, лиц связанны х с ними родственными и иными узами, имело в регионе
цепной характер, захватывая все противостоящ ие друг другу силы.
О б этом свидетельствует напечатанны й в бесплатной «Газете зеленой армии» «Призыв Батьки» воззвание анонимного атамана зеленых: «Красноармейцы! Вы знаете меня.
Я слуга народный.
Я меч народного правосудия...
Не бойтесь угроз коммунистов, будто они в случае вашего перехода, расстреляю т ваши семьи.
Я держ у у себя свыш е двух тысяч заложников: комиссаров, коммунистов, членов их семейств, жизнью отвечаю щ их за ваш и семьи.
Я объявил и
объявляю ещ е раз: за расстрел семейств переш едш их ко мне красных солдат, будут расстреляны эти и другие заложники, по 10 человек за каждого расстрелянного больш евиками, из семейств, приш едш их ко мне красноармейцев.
Захватывайте живьем комиссаров и коммунистов и членов их семейств, вместе с другими заложниками они будут отвечать перед вами и перед мною за жизнь ваш их
близких».1136 Безусловно, подобные агитационные материалы свидетельствую т о крайней неразвитости и предельной упрощ енности политических воззрений «зеленых».
В данном плане они явно контрастирую т с той литературой, которая появлялась в это же время в столичных центрах.
Особенно интересны в этом плане обстоятельства возникновения идей, 1135ГАКК.
Ф.
Р-411.
Оп.2.
Д.207.
Л.4.
1136РГАСПМ.
Ф.17.
Оп.1.
Д.
18.
Л.28.
[стр. 61]

ческая революция и братство трудовых народов, больших и малых! Да здравствует власть рабочих и крестьян, и городской бедноты!»103 В данном контексте, личное обращение индивида к Вождю Герою, посредством периодической печати, имело сакральный контекст.
Только он служил, в представлении широких масс населения, Высшим арбитром и Судьей в отношениях между людьми и был способен, в связи с этим, решить самые сложные проблемы повседневной жизни, дать правильный и мудрый совет на все вопросы.
Этим объясняется значительное количество личных писем, направляемых через газеты непосредственно высшим руководителям, тех или иных политических сил по самым различным поводам.
Вместе с тем, на страницах местных изданий в регионе Северного Кавказа поиск мифического Вождя —Героя —личности способной сплотить и организовать народные массы вокруг определенной альтернативной, уже существующей политической идеи или мировоззренческой доктрины, иногда принимал гротескные, фарсовые формы.
Так, в выходящей в крае в годы гражданской войны «Газете Зеленой армии» отмечалось: «И вот, на первых порах своей организаторской деятельности, как видно, желая чем либо ознаменовать первую свою кандидатуру на звание Великого Вождя Советской Зеленой армии, решили вспрыснуть по русскому обычаю, благо водка была под рукой...
В результате Пугачев (один из руководителей «зеленого» движения на Кубани в период Гражданской войны прим.
автора), остался без револьвера, потерял или вытащили, кто знает, (попойка происходила на хуторе)».’04 Таким образом, в региональной печати в годы гражданской войны причудливым образом соединились мифическое отражение сознанием реальных обстоятельств кризисной действительности, и мифологические конструкты, существующие на протяжении длительного исторического времени, имеющие длительную историческую основу.
61 103 Газста «Известия».
№ 274 .
1918.
104 ГЛКК.
Ф.
Р -411.
Оп.2.
Д.207.
Л.4.


[стр.,73]

входит в рамках понятия гражданской войны...».114 Необходимо отметить, что «особенно кровавые и жестокие формы принимает гражданская война, когда она порождается войной внешней или осложняется войной революци115 онпых стран с другими государствами».
С началом в регионе Северного Кавказа активной стадии гражданского противостояния, на страницах местной печати как легальной, так и выходящей в подполье появлялось множеством материалов и публикаций, характеризующих фронтовую повседневность, повседневность военного времени, т.е.
существование человека в критических условиях боевых действий.
Необходимо отметить, в связи с этим, что насилие направленное, в отношении политических противников, лиц связанных с ними родственными и иными узами, имело в регионе
Северного Кавказа цепной характер, захватывая все противостоящие друг другу силы.
Об этом свидетельствует напечатанный в бесплатной «Газете зеленой армии» «Призыв Батьки» воззвание анонимного атамана зеленых: «Красноармейцы! Вы знаете меня.
Я слуга народный.
Я мечь народного правосудия...
Не бойтесь угроз коммунистов, будто они в случае вашего перехода, расстреляют ваши семьи.
Я держу у себя свыше двух тысяч заложников: комиссаров, коммунистов, членов их семейств, жизнью отвечающих за ваши семьи.
Я объявил и
об7>являю еще раз: за расстрел семейств перешедших ко мне красных солдат, будут расстреляны эти и другие заложники, по 10 человек за каждого расстрелянного большевиками, из семейств, пришедших ко мне красноармейцев.
Захватывайте живьем комиссаров и коммунистов и членов их семейств, вместе с другими заложниками они будут отвечать перед вами и перед мною за жизнь ваших
близких».1,6 Наибольшую опасность в этот период представляло непосредственное участие человека в военных действиях в составе армий, противостоящих друг другу сторон, поскольку в данном случае, гражданская война —общенародная и человеческая трагедия «ибо война...
есть бой, без боя войны не мо11*Троцкий Л.Д.
Избранные доклады, речи, резолюции.
М., 1923.
С.76.
1,5 Поликарпов В.Д.
Начальный этап Гражданской войны.
М., 1980.
С.
195.
и* РГАСПИ.
Ф.17.
On.
1.
Д.
18.
Л.28.
73

[Back]