Проверяемый текст
Палеха, Роман Робертович; Природа правоприменения как особой формы реализации права (Диссертация 2006)
[стр. 21]

права» отличается от такого широко распространенного понятия, как «правовое регулирование», представляющего собой процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм.
То есть в определенном смысле при определении правового регулирования основной акцент сделан не на системе факторов и средств, обеспечивающих воздействие права на содержание общественных отношений, а на организационно-управленческих формах и методах воплощения исходных принципов правовых предписаний в практическую жизнедеятельность субъектов общественных отношений.
Думается что, такой подход вполне оправдан, тем более, что в самой проблеме реализации права на одно из центральных мест выступает вопрос о формах и методах претворения правовых норм в общественную жизнь.
И в этом плане понятие «реализация права» обнаруживает
свое семантическое родство с такими понятиями, как «осуществление права»; «претворение права в жизнь».
Имея во многом общий смысл в указанных понятиях, одновременно присутствует и целый ряд различий, которые необходимо учитывать.
Так, например осуществление конечных целей права нередко выходит за рамки его реализации, при том, что реализация^ права' включает в себя выполнение требуемых законом действий, но не более; Более.
Toroj пока сама норма не отменена в установленном законом порядке, реализующие ее субъекты не могут уклоняться от совершения предписываемых законом действий.
В: этой связи несколько идеологизированной и малопродуктивнойпредставляется полемика по поводу невыполнения предписаний тех нормативно-правовых актов, которые якобы несут в себе элемент сомнений в их целесообразности.
В сущности, такие сомнения могут возникать по поводу содержания любого нормативно-правового акта, включая;
и такой основополагающий акт Российской Федерации как Конституции Российской Федерации,1тем более, 1 Так, в ряде исследований современных авторов отмечается, в частности, желательность пересмотра некоторых статей Конституции РФ на том якобы основании, что государственная модель 1993 года, несущая «неустранимый отпечаток» личных пристрастно и фобий Б.Н.
Ельцина окончательно исчерпала себя.
(См., например: В;А.
Рыжков.
Четвертая республика.
Очерки политической истории современной России.
М.: Ad Marginem, 2000.
256 с.; Л.Ф.
Шевцова.
Режим Бориса Ельцина / Московский Центр Карнеги.
М.: 21
[стр. 4]

Апробация результатов исследования осуществлялась путём публикации его выводов и основных положений в виде научных статей по теме научного исследования.
Основные выводы и положения исследования докладывались диссертантом на научных конференциях.
Положения диссертации нашли свое отражение в ряде докладов на международных научно-практических конференциях «Тенденции и противоречия развития российского права на современном этапе» (Пенза, 2002 г.), «Актуальные проблемы реформирования правовой системы Российской Федерации» (Белгород, 2002 г.), «Российский конституционализм и современные тенденции развития правовой системы» (Белгород, 2003 г.), «Диагностика и прогнозирование социальных процессов» (Белгород, 2005 г.).
Материалы диссертации использовались в лекциях и на семинарских занятиях в процессе преподавания учебных курсов «Введение в юридическую специальность», «Теория государства и права», «Юридические акты в правовой системе Российской Федерации», «Правоохранительные органы» в Белгородском государственном университете и Белгородском институте экономики и права.
Диссертация • обсуждена и одобрена на кафедре теории и истории государства и права Елецкого государственного университета им.
И.А.
Бунина.
Структура работы отвечает поставленным задачам и призвана раскрыть её содержание.
Она включает введение, две главы (семь параграфов), заключение, библиографический список использованных источников.
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИКО-ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ КАК ОСОБОЙ ФОРМЫ ‘ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА I’ 1.1.
Понятие и формы реализации права А Традиционно право выступает как сложное социально-юридическое явление, основное назначение которого заключается в регламентации и охране наиболее важных сфер общественных отношений.
Следует учитывать, что без воплощения правовых предписаний в жизнь право утрачивает своё социальное предназначение, так как «право ничто, если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных # отношениях.
Нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества» .
Таким образом, реализация права обеспечивает воплощение правовых предписаний в поведении различных субъектов права .
Реализация права, по мнению А.Б.
Венгерова, это «такое социальное поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм как формы практической деятельности по осуществлению прав, выполнению обязанностей» .
В то же время, сама реализация права представляет собой сложное социально-правовое и процедурно-процессуальное явление, включающее в себя ряд элементов и различный характер действий субъектов правоотношений, совокупность которых, в свою очередь, даёт характеристику конкретных форм реализации права.
В идеале модель реализации права, на первый взгляд, выглядит достаточно просто: субъекты общественных отношений сообразуют своё поведение с требованиями правовой нормы, и таким образом достигается желаемый результат, на который рассчитывает законодатель.
Однако каждый нормативноправовой акт формируется, имея вполне определённую конкретную цель, которая нередко не имеет своего вербального выражения, но всегда подразумевается.
Об этом пишет известный советский правовед Д.А.
Керимов, когда отмечает, что «в цели права непосредственно выражается опережающее отражение сознанием действительности, и в этом состоят творческие потенции права в преобразовании действительности» .
Перед нами типичный образец теории применения права, разработанной в русле марксистской теории отражения, суть которой состоит в том, чтобы через содержание передаваемой информации превентивно воздействовать на сознание субъектов общественных отношений, добиваясь от них желаемого правомерного поведения.
Реализацией же права достигается именно тот результат, к которому стремится законодатель.
В этой связи интересными представляются научные рассуждения В.О.
Лучина о соотношении понятий «действие» и «реализация» конституции.
По мнению ученого, «действие означает проявление всех свойств и качеств Конституции, выражающих ее способность оказывать влияние на поведение субъектов права.
Один из аспектов понятия «действие» Конституции заключается в характеристике возможностей ее реализации.
Действие — это не всегда реализация права, но в любом случае оно создает юридическую возможность для ее реализации.
Действие Конституции свидетельствует о готовности ее оказывать фактическое влияние на общественные отношения.
Реализация же начинается тогда, когда действием Конституции воспользовались соответствующие субъекты, и ее регулятивное влияние находит свой объект» .
Из чего следует заключить, что реализация конституции как основополагающего правового акта связана с достижением заложенных в ней целей правового регулирования.
Они, прежде всего, выражены в закрепленных в конституции основах конституционного строя.
В той мере, в которой в соответствующих конституционно-правовых отношениях, в поведении субъектов конституционного права воплощаются принципы конституционного строя, можно говорить о реализации конституции .
Поэтому сам по себе факт издания нормативно-правового акта отнюдь не свидетельствует о том, что содержащиеся в нём правовые нормы действительно будут осуществлены.
Их осуществление имеет место только тогда, когда субъекты общественных отношений действуют в строгом соответствии с содержанием правовых норм.
Подобного рода действия вышеозначенных субъектов в специальной юридической литературе принято обозначать термином «правомерное поведение».
Как пишет известный российский правовед М.Н.
Марченко: «Правомерное поведение одна из разновидностей социального поведения людей, строгое и неуклонное следование содержащимся в нормах права fS правовым требованиям и велениям».
Исходя из данного определения правомерного поведения, целерациональная практическая деятельность людей, направленная на неукоснительное осуществление субъективных прав и юридических обязанностей, это и есть реализация права, под которой принято понимать претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путём правомерного поведения субъектов общественных отношений.
В монографии В.О.
Лучина указывается, что к реализации конституции относится правомерная деятельность государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений, направленная на претворение в жизнь конституции, достижение предусмотренных в ней социальных целей .
В свою очередь, нельзя отрицать и тот факт, что реализация права может рассматриваться и как процесс претворения, воплощения юридических идеально-типических моделей в практическую деятельность людей.
Поскольку, реализация права, как отмечают в этой связи В.В.
Лазарев и С.В.
Липень, есть осуществление правовых предписаний в правомерном поведении граждан, их организаций, органов государства .
Поэтому реализацию права, как правило, понимают через определенный, строго обусловленный процесс осуществления правовых предписаний, как воплощение этих предписаний в поведении людей.
Таким образом, реализация права рассматривается как воплощение в поступках людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах права, как конкретное проявление процесса правового регулирования .
Наряду с предложенной, наиболее распространенной позицией понимания реализации права, существует и другая, согласно которой реализация права рассматривается не только как процесс или внешнее проявление процесса правового регулирования, но и как его конечный результат.
В данном аспекте реализация права определяется, как достижение полного соответствия между требованиями норм совершить определенные поступки или воздержаться от их совершения и суммой фактически последовавших действий .
Следует учитывать, что содержание понятия «реализация права» отличается от смысловой нагрузки такой категории, как «правовое регулирование», которое выступает масштабным процессом воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм.
Правовое регулирование, в соответствии с толковым словарем по теории права, это «целенаправленная, протекающая в организационноправовых формах деятельность компетентных государственных и (или) негосударственных органов и лиц по упорядочению общественных отношений при помощи системы правовых средств и методов в целях обеспечения общественнонеобходимого, допустимого или желательного правового поведения участников общественных отношений» .
Из чего следует, что при определении правового регулирования основной акцент сделан не на системе средств и методов, обеспечивающих воздействие права на содержание общественных отношений, а, прежде всего, на организационно-правовых формах воплощения исходных принципов правовых предписаний в практической жизнедеятельности субъектов общественных отношений.
Признавая правомерность данной точки зрения, хотелось бы особо подчеркнуть, что в проблеме реализации права одним из центральных вопросов является вопрос о формах претворения правовых норм в общественную жизнь.
Ив этом плане понятие «реализация права» обнаруживает
своё семантическое родство с такими понятиями, как «осуществление права», «претворение права в жизнь», ибо они имеют во многом общий смысл.
Однако при всем сходстве существуют и различия, которые необходимо учитывать.
В частности, на практике осуществление конечных целей права нередко выходит за рамки его правореализации, которая включает в себя только выполнение требуемых законом действий.
Более того, до тех пор, пока норма не отменена в установленном законом порядке, реализующие её субъекты не могут уклоняться от совершения предписываемых законом правомерных действий.
В этой связи выглядит идеологизированной и малопродуктивной полемика по поводу невыполнения предписаний тех нормативно-правовых актов, которые будто бы несут в себе элемент сомнений в их целесообразности.
В сущности, такие сомнения могут возникать по поводу содержания любого нормативно-правового акта, включая
такой фундаментальный по своей природе нормативный правовой акт государства, как Конституция Российской Федерации.
Ни один нормативноправовой акт не застрахован от сомнений той или иной части населения в его целесообразности, но это никому нее дает права уклоняться от совершения предписываемых законом правомерных действий.
Как представляется, своеобразное «наслоение» понятий, сужение и расширение их содержания вызваны тем, что данными крайне абстрактными и общими категориями охватываются разнообразные стороны, уровни и свойства регулирующего действия норм права.
Эти понятия («реализация права», «осуществление права», «претворение права в жизнь») могут отражать как однократные правореализующие действия субъектов, так и процесс осуществления права, отличающийся большим кругом участников, значительный по объему и содержанию реализуемых ими субъективных юридических прав и обязанностей .
По мнению Ф.А.
Григорьева и А.Д.
Черкасова, с объективной стороны, реализация права представляет собой совершаемые в определённой последовательности, сроки и месте, предусмотренные нормами права правомерные действия с применением соответствующих механизмов осуществления правовых предписаний.
При этом реализация права, по мнению ученых, «всегда связана только

[Back]