Проверяемый текст
Палеха, Роман Робертович; Природа правоприменения как особой формы реализации права (Диссертация 2006)
[стр. 214]

неспособности современных российских «реформаторов» обходиться без помощи соответствующих репрессивных технологий.
В указанном смысле выход из сложившейся ситуации видится в обращении к бесценному опыту предшествующих поколений.
В противном случае, гражданское общество, социально ориентированное правовое государство с развитой рыночной экономикой так и останутся недостижимой утопией, если мы не научимся жить по совести, уважать своё прошлое, ценить настоящее и думать о будущем: В современной научной юридической литературе как впрочем, и в работах прошлых лет достаточно основательно проанализировано как содержание самой категории «реализация права», так и дана характеристика, таких форм правореализации как «соблюдение права», «исполнение права», «использование права», а так же «применение права».
При этом подчеркивается, что существующие формы правореализацииотличаются по субъектному составу.
Так если отличительным признаком правособлюдения, правоисполнения и правоиспользования является то обстоятельство, что правовые предписания осуществляются без какого либо вмешательства со стороны государства, то уже в процессе правоприменения государство как властвующий субъект, обеспечивает процесс реализации права, в котором участники правоотношений обладают различной степенью активности.
То же относится и к методам правового регулирования.
Перечисленные обстоятельства, как представляется, необходимо учитывать при рассмотрении вопросов о совершенствовании форм реализации права.
Поскольку, каждая из форм
правореализации права имеет свой, присущий только ей механизм реализации, правовой инструментарий, позволяющий вести речь как об эффективности и результативности права в целом, так и о форме правореализации в отдельности.
В свою очередь, проведённый сравнительный анализ работ авторов дооктябрьского, советского и современного периодов нашей истории позволяет выявить и специфику применения права как особой формы реализации права, во 214
[стр. 27]

Следует признать, что в научной юридической литературе достаточно основательно проанализировано содержание категории «реализация права».
Реализация права представляет собой сложное социально-правовое и процедурно-процессуальное явление, включающее в себя ряд элементов и различный характер действий субъектов правоотношений, совокупность которых, в свою очередь, даёт характеристику конкретных форм реализации права.
Представлена характеристика таких форм реализации права, как «соблюдение права», «исполнение права», «использование права», «применение права».
Было установлено, что существующие формы реализации права отличаются по субъектному составу.
Отличительным признаком соблюдения, исполнения и использования права является то, что правовые предписания осуществляются без какого-либо вмешательства со стороны государства.
В процессе правоприменения возникает обязательный субъект властный орган, должностное лицо, обеспечивающие процесс реализации права, и выстраивающий властные отношения с гражданами (физическими лицами) и их объединениями (юридическими лицами), а также властные отношения между государственными органами и должностными лицами внутри государственного аппарата, в силу чего в правоприменительных отношениях уместно выделять внешний и внутренний аспекты властности.
Обладая различной степенью активности и руководствуясь различными методами правового регулирования, участники правоотношений объективируют свои правовые возможности в различных правовых актах.
Представляется, что перечисленные обстоятельства необходимо учитывать при рассмотрении вопросов о совершенствовании форм реализации права, поскольку каждая из форм реализации права имеет свой, присущий только для неё, механизм реализации, правовой инструментарий, позволяющий судить как об эффективности и результативности права в целом, так и каждой формы его реализации в отдельности.
Проведённый в настоящем исследовании сравнительный анализ научных позиций авторов дооктябрьского, советского и постсоветского периодов отечественной юридической науки позволил выявить специфику правоприменения как особой формы реализации права, которая во многом определяется рядом особенностей, выделяющих правоприменение в особую форму реализации правовых предписаний.
В числе наиболее существенных признаков правоприменения, определяющих его специфику, можно выделить следующие: • Применение права осуществляют субъекты, наделённые государственновластными полномочиями.
• • Действия правоприменителя осуществляются в строгой процессуальной форме.
• • Промежуточным результатом применения права является вынесение властного, конкретно-определённого правового акта.
• • За вынесением конкретно-определённого правового акта осуществляется деятельность, направленная на выполнение содержащихся в нём требований.
• • Применение права является юридической гарантией законного, обоснованного, справедливого и своевременного осуществления права.
• • Применение права направлено на организацию государственного управления в социально-правовой сфере.
• • В основе применения права находится принцип государственновластного регулирования правовых отношений.
• • В процессе осуществления правоприменительной деятельности реализуются полномочия государственных органов и общественных организаций.
• • Применение права представляет собой соединение норм материального и процессуального права, осуществление их единства в регулировании общественных отношений.
• Исходя из вышеназванных особенностей, предлагается определение правоприменения, суть которого состоит в следующем: правоприменение особая форма реализации права, выражающаяся в осуществляемой государственными, уполномоченными негосударственными органами, должностными лицами властной, организующей и организационноструктурированной, творческой деятельности, протекающей в установленном законодательством процедурно-процессуальном порядке, заключающейся в вынесении на основе правовых норм и фактических обстоятельств разрешаемого юридического дела индивидуально-правовых велений (предписаний) в определенной форме.
Правоприменительная деятельность обладает механизмом своего осуществления, который представляет собой совокупность различных правовых средств, используемых в целях обеспечения законного, справедливого, обоснованного, целесообразного и своевременного применения права.
Сущность механизма правоприменения в значительной степени предопределяется социальноюридическим и социальнополитическим аспектами его функций.
Являясь категорией права и функциональным звеном сложной системы реализации права, механизм правоприменения обеспечивает реализацию важнейших функций права, среди которых можно выделить регулятивную, охранительную, учредительную, воспитательную функции, чем во многом и определяется общеправовое значение данного механизма.
Наряду с этим, механизм правоприменения обладает рядом собственных функций, отличающихся властноуправленческим характером, под которыми понимаются основные направления комплексного и целенаправленного воздействия правоприменительной деятельности на общественные отношения, раскрывающие место и роль механизма правоприменения в реализации правовых предписаний, а также необходимость, значимость, цель и задачи данной деятельности.
Осуществляя теоретический анализ структуры правоприменительной деятельности в зависимости от роли и места элементов в структуре указанной деятельности, по мнению диссертанта, их необходимо подразделить на институциональные, функциональные и результативные.
К институциональным элементам структуры правоприменительной деятельности относятся субъекты и объекты, поскольку они характеризуются повышенной стабильностью и выступают как достаточно статичные социально-правовые категории.
Функциональный элемент структуры правоприменительной деятельности отождествляется с методами осуществления правоприменительной деятельности, поскольку они отличаются повышенной гибкостью и выступают как динамичная категория.
Результативный элемент структуры правоприменительной деятельности объективируется в правоприменительных актах, так как указывает на официальный и, как правило, документированный итог всей правоприменительной деятельности.
В ходе исследования было установлено, что субъектами правоприменительной деятельности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, администрации предприятий и учреждений, должностные лица различных органов, а также, в отдельных случаях, общественные организации, действующие по поручению государства.
Отношения, складывающиеся в процессе осуществления правоприменительной деятельности, проявляют правовую связь между управляющими (правоприменяющими) и управляемыми (непосредственными носителями прав и обязанностей) субъектами.
К правоприменяющему субъекту как представителю властной управляющей деятельности предъявляются особые требования высокого профессионализма, правовой культуры и моральной ответственности.
На основании этого, а также с учетом складывающейся практики расширения состава правоприменяющих субъектов, вызванной вступлением России в фазу рыночной экономики и формированием институтов гражданского общества, диссертантом обосновано делается вывод, что, по всей видимости, данная тенденция не будет способствовать упрочению режима законности в правоприменительной деятельности.
Важное отличие правоприменяющих субъектов от других участников правоприменительной деятельности заключается в том, что они никак не заинтересованы в решении рассматриваемого дела, поскольку у них нет никакого личного интереса, что существенно отличает их от субъектов других видов правореализации и указывает на особую форму реализации права в их деятельности.
Субъектам правоприменительных отношений свойственна иерархичность, имеющая два направления: нисходящее и восходящее.
Под нисходящим направлением диссертантом понимается последовательность правоприменительных отношений, начиная от отношений с участием центральных органов и заканчивая отношениями по непосредственному воздействию управляющих субъектов на исполнителей, то есть здесь происходит делегирование власти от одного субъекта правоприменительной деятельности к другому.
В свою очередь, восходящее направление рассматривается как последовательность связанных между собой правоприменительных отношений, начиная от отношений по первичному рассмотрению дела и завершая отношением по вынесению завершающего, окончательного решения.
Данная связь складывается и проявляется, как юридическая практика не только при утверждении решений, но и при вынесении актов по жалобам или протестам на решения нижестоящих органов.
Поскольку общим объектом правоприменительной деятельности является упорядочивание общественных отношений, их регулирование, то государство в лице наделённого властными полномочиями субъекта правоприменительной деятельности не только направляет развитие конкретных общественных отношений, но и переводит их в качественно новое состояние путём установления субъективных прав и юридических обязанностей их участников с учётом особенностей конкретных ситуаций и общих предписаний правовых норм.
При этом роль общего объекта правоприменительной деятельности принципиально двойственна, в связи с тем, что имеет два источника своего существования: правовой и управленческий, поскольку в правоприменительной деятельности отражаются одновременно свойства права и свойства управления.
Реализация управленческих функций основательно связана со спецификой правоприменения, так как именно в силу своих внутренних свойств и юридического воздействия на регулирование общественных отношений право оказывается в состоянии служить интересам управления.
В связи с чем выделяются такие управленческие функции правоприменительной деятельности с одновременным приведением их характеристик, как правообеспечительная, функция казуального воздействия на общественные отношения, а также функция дифференциации правового воздействия.
Наряду с общим объектом правоприменительной деятельности диссертант выделяет и рассматривает непосредственные объекты правоприменительной деятельности, которые позволяют установить направленность действий органов государства, их компетенцию, и, в конечном итоге, оптимизировать правоприменительную деятельность, повысить её эффективность.
В частности, установлено, что непосредственный объект правоприменительной деятельности, складывающийся в процессе применения права, аналогичен непосредственному объекту правовых норм, выражающих воздействие государства на общественные отношения, и что в качестве непосредственных объектов правоприменительных отношений выступают общественные отношения, связанные с определением правового положения отдельных материальных и духовных благ, обслуживающих интересы субъектов правоотношений.
По мнению диссертанта, выбор методов осуществления правоприменительной деятельности обусловлен содержанием конкретных задач, стоящих перед субъектом, реализующим правоприменительную деятельность.
Основное требование, предъявляемое к выбору метода, заключается в том, что он должен обеспечивать законность, справедливость, надёжность, обоснованность, экономичность и эффективность правоприменительной деятельности.
Методы осуществления правоприменительной деятельности — это способы правового воздействия, используемые в правоприменительной деятельности, раскрывающие правовое положение субъектов участников, формирующие права и обязанности, подчиненные целям вынесения решения, обеспечения его исполнения и, в конечном счете, реализации правовых норм.

[Back]