Проверяемый текст
Палеха, Роман Робертович; Природа правоприменения как особой формы реализации права (Диссертация 2006)
[стр. 25]

И.Я.
Дюрягиным,2 и поддержанный более поздними авторами, где в качестве форм правореализации рассматривалось соблюдение, исполнение, использование и применение права.3 Представляется, что в четкой денотации данных форм реализации права заключается весомое достижение юридической науки.
Анализ же конкретных форм реализации права позволяет не только установить способы деятельности самих субъектов права в обществе, но и, способствуя развитию правовой коммуникации, равно как воплощению права в жизнь личности и общества, а также укоренению права в повседневное культурно-антропологическое и знаковосимволическое бытие человека, благоприятствует формированию основ гражданско-правового менталитета.
Являясь одной из форм реализации права соблюдение права — правособлюдение предполагает рутинное, но, тем не ме менее, очень важное для стабильности общества поведение субъектов права.
Именно
это обстоятельство имеется в виду, когда говорится о «законопослушных гражданах» правореализующих субъектах воздерживающихся от нарушений норм права.
Будучи пассивной формой реализации норм права, соблюдение представляет собой поведение как бы по привычке: «так поступают все», «так положено».
При этом сам момент пассивности находит свое выражение в том, что данная форма реализации права не требует от субъекта проявления каких-либо активных действий в правовой сфере.
Достаточно
соблюдать принципы и нормы правового поведения, чтобы тем самым соблюдалось право.
При этом выступая одной из форм правореализации правособлюдение не только обладает признаками всеобщности и универсальности, но и нередко определяется как своего рода воздержание от совершения запрещенных нормами права действий, проявляемое в форме пассивного 2Алексееве С.С.
Механизм правового регулирования в советском государстве.
М.: Юрид.
лит., 1966.
С.
93-94; Дюрягин И.Я.
Применение норм советского права.
—Свердловск: Изд-во Свердловск.
Юрид.
ин-та, 1973.С .
8,10,19.
3 Синюков В.Н.> Григорьев Ф.А.
Правовая система: Вопросы правореализации: Учебное пособие.
Саратов: СВШ М ВДРФ, 1995.С .
109-113.
[стр. 5]

с правомерным поведением людей, то есть таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям» , являясь одним из необходимых условий реализации права, поскольку о ней можно говорить в том случае, когда имеет место правомерный характер складывающихся правовых отношений, соответствующих режиму законности.
Правомерное поведение это не только конечный результат правореализации, но и имманентное состояние качества правовых связей и отношений, выражающих юридическое содержание правового регулирования.
Важной особенностью правомерного поведения является то, что оно выступает как Л общественно необходимое и общественно полезное поведение .
В свою очередь, субъективная сторона правореализации, как справедливо замечает В.В.
Лазарев, не только характеризует отношение субъекта к правовым требованиям и состояние его психики в момент совершения предписывающего действия, но и по своему значению «не уступает проблеме объективной и субъективной сторон правонарушения» .
Что касается видовой классификации реализации права, то, с точки зрения субъектного состава, принято выделять индивидуальную и коллективную формы.
По характеру правовых связей, между субъектами различают реализацию юридических норм либо непосредственно в правоотношениях, либо опосредованно, либо в конкретных и общих правоотношениях.
В зависимости от внешнего проявления выделяют также активную и пассивную формы реализации 4 права .
Следует заметить, что нормы права реализуются через действия участников правовых отношений, где достигаются те результаты, к которым стремился законодатель.
В любом случае, как отмечает П.Е.
Недбайло, «в решении этого вопроса нужно исходить из характера правовой нормы и, прежде всего, из характера правила поведения, содержащегося в ней, то есть из характера диспозиции нормы» .
Именно поэтому в основу классификации правореализации должен быть положен критерий, под воздействием которого субъекты общественных отношений начинают действовать в строгом соответствии с содержанием правовых норм.
В качестве такого критерия выступают формы реализации права, которые достаточно подробно описаны в юридической литературе и в этом смысле современные авторы принципиально нового ничего не предлагают.
С другой стороны, в значительной степени утратили свою актуальность подходы советских авторов, в частности, подходы, отражённые в публикациях Ю.Н.
Бро и JI.C.
Явича .
Так, Л.С.
Явич выделяет следующие формы реализации права : 1.
Морально-политическое воздействие права на сознание и поведение людей.
2.
3.
Установление и реализация прав и обязанностей вне конкретных правоотношений.
4.
5.
Установление и реализация прав и обязанностей посредством конкретных правоотношений.
6.
На настоящий момент подобная точка зрения выглядит несколько устаревшей, поскольку в такой структуре практически невозможно провести грань в реализации идеологических установок и юридических норм.
В то же время, наряду с отмеченными недостатками, критикуемый подход имеет и несомненные достоинства.
К числу таковых, например, можно отнести принципиальный вывод о несостоятельности утверждения, согласно которому, простое наделение правами и обязанностями субъектов общественных отношений есть полное осуществление права.
Определённый интерес представляет классификация Б.В.
Шейндлина, включающая в себя пять форм реализации права : 1.
Реализация правового статуса субъектов.
2.
3.
Воздержание от запрещаемых действий.
4.
5.
Выполнение компетентными лицами своих обязанностей и осуществление правомочий.
6.
7.
Фактическое осуществление субъективных прав и обязанностей участниками правоотношения.
8.
9.
Применение правовых санкций.
10.
Однако, как показывают дальнейшие исследования, такой подход нетипичен для современной юридической науки.
Более того, современные исследователи, основываясь на позициях, сформулированных С.С.
Алексеевым и И.Я.
Дюрягиным , традиционно рассматривают реализацию права в л следующих формах: соблюдение, исполнение, использование и применение .
Представляется, что в данной классификации форм реализации права заключается одно из весомых достижений юридической науки, поскольку позволяет не только адекватно установить способы деятельности самих субъектов права в обществе, но и способствует развитию правовой коммуникации, воплощению права в жизнь личности и общества и, как следствие, способствует формированию развитой правовой культуры и правосознания.
В частности, соблюдение права предполагает рутинное, но очень важное для упорядоченности, стабильности общества поведение субъектов права.
Именно
в этом смысле говорится о «законопослушных гражданах», которые воздерживаются от нарушения нормы права.
Соблюдение права это пассивная форма реализации права, поскольку предполагает поведение по привычке: «так поступают все», «так положено».
Пассивность же выражается в том, что данная форма реализации права не требует от субъекта каких-либо активных действий в правовой сфере.
Достаточно
не нарушать известные принципы и нормы правового поведения и тем самым соблюдать право.
Несомненные достоинства данной формы наиболее явно проявляются и в ее всеобщности и универсальности.
Поскольку соблюдение права нередко определяется, как воздержание от совершения запрещенных нормами права действий, то, как правило, для соблюдения запретов необходимо только воздержание от запрещенных законом действий, проявляемых в форме пассивного общественно-необходимого поведения субъектов права.
Так, например, в ч.
3 ст.
8 Федерального Конституционного закона от 28 апреля 1995 года «Об арбитражных судах в Российской Федерации» прямо установлено: «Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей».
Из чего следует, что для соблюдения зафиксированного в данной норме запрета требуется пассивное поведение в форме воздержания от представления к назначению на должность судьи, если при этом нет согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Очевидно, что все охранительные нормы, так или иначе, содержат запрет, который, хотя и не сформулирован прямо, тем не менее, логически следует из смысла правовой нормы: если за какие-то действия в санкции нормы установлена юридическая ответственность, значит, такие действия запрещены законодательством.
Подобного рода запреты прямо установлены нормами Особенной части Уголовного Кодекса Российской Федерации, нормами Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и реализуются субъектами правовых отношений только в форме соблюдения.
Одновременно запреты призваны регулировать поведение людей и общественные отношения еще и в силу действующего в гражданском обществе общеправового принципа, согласно которому, гражданам и их объединениям «разрешено всё, что не запрещено законом».
При этом, если действия в пределах данного общеправового принципа образуют правомерное поведение, то для соблюдения запретов от субъектов права не требуется никаких волевых специальных усилий.
Более того, основная часть членов общества соблюдает многие запреты, даже не подозревая о существовании последних.
Исполнение права включает в себя активные действия субъектов права по возложению на них ряда обязанностей и предполагает их выполнение, то есть совершение тех действий, которые либо предусмотрены нормой права, либо заключённым на её основе договором, либо конкретно-определённым актом применения права .
Поскольку же данные обязанности возникают из требований закона или условий договора, то их реализация определяется как исполнение права.
Исполнение права это реализация обязывающих правовых норм, предполагающая активное поведение правоисполняющих субъектов, например: уплатить налог, доставить товар покупателю, выполнить работу по трудовому договору и т.д.
Так, в соответствии с ч.
2 ст.
385 ГК РФ «кредитор, уступивший право требования другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие

[Back]