Проверяемый текст
Палеха, Роман Робертович; Природа правоприменения как особой формы реализации права (Диссертация 2006)
[стр. 28]

соответствующего вида трудовой деятельности и т.п.
Так, в соответствии с ч.2 ст.385 ГК РФ, «кредитор, уступивший право требования другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования».
Одновременно указанные обязанности, наряду со своей юридической формой, и социальным наполнением предполагают и наличие механизма, принуждения в случае необходимости к выполнению предусмотренных обязанностей.
Например, освобождение невиновного должникапредпринимателя от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение его договорных обязательств может привести к возникновению убытков у множества других лиц, состоящих друг с другом в договорных отношениях,
а также способствовать нарушению нормального функционирования экономических отношений и наступлению ряда неблагоприятных социальных последствий.
Поэтому
ставить в таких условиях вопрос о возложении на.
должника ответственности в
непосредственную зависимость от наличия или отсутствия его вины было бы экономически целесообразно.1 Обычно в процессе правоисполнения в качестве правореализующих субъектов могут выступать не только гражданин, но и коллективные образования.
При этом исполнение норм права осуществляется как в процессе взаимодействия граждан между собой, так и путем взаимодействия граждан и государственных органов.
Спецификой же правоисполнения при участии таких правореализующих субъектов как должностные лица и иные субъекты публичного права является то, что одним актом — действием последние исполняют две обязанности перед гражданином (или иным субъектом права) и перед вышестоящими государственными органами, которым данное должностное лицо подчинено в порядке субординации.
Нередко на практике встречаются ситуации, когда для возникновения и реализации ряда обязанностей, предусмотренных нормами права, 1Дмитриева О.В.
Ответственность без вины в гражданском праве.
Аитореф.
дис.
...
канд.
юрид.
наук.
СПб., I9 9 6 .-C .8 28
[стр. 6]

право требования и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования».
То есть обязанности, наряду со своей юридической формой, имеют еще и социальное содержание.
В свою очередь, исполнение права предполагает и существование механизма, принуждающего в случае необходимости к выполнению предусмотренных обязанностей.
Например, освобождение невиновного должника-предпринимателя от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение его договорных обязательств может привести к возникновению убытков у множества других лиц, состоящих друг с другом в договорных отношениях,
что может способствовать нарушению функционирования экономических отношений и привести к наступлению ряда неблагоприятных социальных последствий.
Поэтому,
в таких условиях сама постановка вопроса о возложении на должника ответственности в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия его вины, была бы экономически целесообразна .
В процессе исполнения права в качестве правоисполняющих субъектов могут выступать не только граждане, но и коллективные образования.
Исполнение права осуществляется в процессе взаимодействия этих субъектов между собой, а также путём их взаимодействия с государственными органами.
Причем, одной из особенностей исполнения права должностными лицами и другими субъектами публичного права является то, что одним актом-действием они исполняют две обязанности перед гражданином (или иным субъектом права) и перед вышестоящими государственными органами, которым данное должностное лицо подчинено в порядке субординации.
Таким образом, в отличие от соблюдения права, исполнение права как активная форма реализации права предполагает не только возникновение и наличие конкретных правовых отношений, но и существование не менее двух субъектов, с установлением между ними чёткой правовой связи на основе предусмотренных в гипотезах норм права юридических фактов.
Использование права как форма реализации права, выражаясь в осуществлении возможностей, предоставленных субъектам права нормамидозволениями, существенно отличается творческим характером, поскольку реализуется участниками правоотношений по собственной инициативе, исходя из их интересов и потребностей.
Например, право на судебную защиту включает в себя право каждого заинтересованного лица на беспрепятственное обращение в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов, на рассмотрение его дела в разумный срок беспристрастным и независимым судом и на исполнение судебного решения .
При этом, субъект права, действуя на правовой основе, достигает своих целей, иногда даже не осознавая, что осуществляемые им действия направлены на использование права.
Как правило, в этой форме обычно реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права.
Так, например, в ч.
1 ст.
209 ГК РФ прямо указано: «Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом».
Рассматривая различные возможности использования права, необходимо констатировать, что данная правореализация осуществляется в следующих трех формах: • Первая форма заключается в беспрепятственном осуществлении действий в соответствии с субъективными правами, непосредственно входящими в правовой статус гражданина, где само субъективное право может быть осуществлено путём совершения собственных фактических действий.
• • Вторая форма исходит из совершения юридически значимых действий на основе правоспособности субъектами частного права, а также в соответствии с компетенцией субъектами публичного права.
• • Третья форма предполагает осуществление участниками правоотношения следующих возможностей: во-первых, определённого поведения; во-вторых, требования соответствующих этому поведению действий других лиц; в-третьих, в случае необходимости, в форме притязания, то есть путём обращения в компетентный государственный орган с требованием защиты нарушаемого или восстановления уже нарушенного права.
• Необходимо особо подчеркнуть, что существуют определённые различия в использовании права субъектами частного и публичного права.
Так, если для граждан и других участников правоотношений субъективные права являются способом выражения и охраны их интересов, и они используют или не используют возможности, заложенные в этих правах, в соответствии со своими желаниями и интересами по принципу «никто не может быть принужден к использованию своего права или нести ответственность за то, что не использовал его», то особенность использования права субъектами публичного права состоит в том, что для достижения поставленной перед ними профессиональной цели они обязаны использовать предоставленные им специальные права.
Так, например, суд в целях осуществления правосудия не только имеет право, но и обязан в необходимых случаях вызывать и допрашивать свидетелей.
Следовательно, использование права это не только форма обеспечения субъектом своих законных интересов, когда субъект сам избирает оптимальный вариант поведения, но еще и форма конкретных правовых отношений, в рамках которых осуществляются управомочивающие нормативно-правовые предписания, предоставляющие субъектам полномочия на совершение определённых действий.
Следует заметить, что реализация права в таких ее формах, как соблюдение, исполнение и использование, в большинстве случаев осуществляется без участия государства, так как граждане и организации добровольно и инициативно вступают в правовые отношения, в рамках которых самостоятельно используют предоставленные им субъективные права, исполняют юридические обязанности и соблюдают установленные законом запреты.
Таким образом, соблюдение, исполнение и использование выступают формами непосредственной реализации права.
В данных правоотношениях не требуется участия государственных органов для обеспечения и организации осуществления права, а сами участники общественных отношений самостоятельно осуществляют свои действия в определённых границах в соответствии с предписаниями юридических норм.
В ряде случаев возникает необходимость государственного участия, без чего реализация права оказывается невозможной.
Зачастую ситуация складывается таким образом, что наличие вышеперечисленных форм непосредственной реализации права оказывается недостаточной для реализации предписаний, предусмотренных в норме права.
Участники правоотношений, исходя из их правового статуса, оказываются не в состоянии самостоятельно реализовать норму права.
Требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов, наделённых государственно-властными полномочиями, то есть в данном случае имеет место опосредованная особая форма реализации права, определяемая как правоприменение и возникающая в ситуациях, когда: • Без содействия соответствующих компетентных органов государства граждане не могут самостоятельно осуществлять целый ряд нормативных правовых предписаний, ввиду того, что в механизме реализации отдельных норм права заранее оговаривается участие государства и без него нельзя обойтись.
Это, в первую очередь, нормы права, в соответствии с которыми осуществляется распределение имущественных и реализация связанных с ними личных неимущественных благ.
• • В случаях ненадлежащего исполнения юридической обязанности одной из сторон правоотношения или спора о праве между ними и невозможности самостоятельного его разрешения возникает необходимость участия в процессе реализации права специальных государственных органов, наделённых властными полномочиями разрешать конфликтные ситуации между сторонами правоотношений, принимать по ним конкретно-определённые правовые акты.
• • При обнаружении правонарушения, когда правонарушителю необходимо определить соответствующую меру взыскания, а также для применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера.
В этих случаях реализация санкций правовых норм должна быть осуществлена специальными государственными органами, поскольку использование института юридической ответственности — это исключительная прерогатива государства.
• • В ряде случаев складывающиеся правоотношения представляют для общества настолько существенное значение, что возникает необходимость контроля со стороны государства в лице его органов за законностью и целесообразностью действий их участников, или требуется официальное подтверждение наличия либо отсутствия конкретных фактов, специальное оформление их юридической значимости с предварительной проверкой их подлинности .
• В названных правоотношениях имеет место взаимосвязь между государством в виде уполномоченных государственных органов и должностных лиц, являющихся обязательной стороной данных правоотношений, и обществом в виде его граждан (физических лиц) и их объединений (юридических лиц), отличающаяся отчетливо выраженным властным характером взаимоотношений, что, по мнению диссертанта, следует определить как внешний аспект властности правоприменительных правоотношений.
Причем, государство в лице уполномоченных субъектов в указанных правоотношениях всегда действует в «чужом» интересе, то есть направляет усилия на удовлетворение интересов граждан и их объединений, а не своих собственных.
Также в рассматриваемых правоотношениях существует взаимосвязь между государственными органами и должностными лицами внутри государственного аппарата, которую отличает характер властного соподчинения, что, по мнению диссертанта, следует определить как внутренний аспект властности правоприменительных правоотношений.
При этом данные правовые отношения объективируют властные решения в форму правоприменения.
Из чего следует, что не только отдельные нормы права, но и даже целые отрасли права не могут быть реализованы простым волеизъявлением ординарных субъектов правоотношений (физических и юридических лиц), к которым они адресованы.
Именно это обстоятельство и вызывает необходимость властного воздействия уполномоченных субъектов на процесс реализации установленных правил с помощью правоприменительной деятельности и самих актов применения норм права, выступающих официальным документированным результатом такой опосредованной формы правореализации, как правоприменение .
Исходя из изложенных позиций и солидаризируясь с заявленной позицией J1.A.
Алексеевой, диссертант усматривает, что правоприменение отличается от других форм реализации права (соблюдения, исполнения, использования) следующими признаками : во-первых, оно носит властный характер, обеспечивается возможностью реального принуждения к точному исполнению юридических предписаний; во-вторых, в форме правоприменения реализуются не все виды правовых норм.
Определенное исключение составляют нормы-принципы, нормыдефиниции и ряд других норм, определяющих общие и социальнополитические предпосылки, цели и основы правового регулирования.
Так называемые запретительные нормы реализуются путем воздержания от запрещенных поступков.
О применении права здесь не может быть и речи.
Управомочивающие нормы и нормы с позитивной обязанностью подлежат применению в тех случаях, когда их реализация может быть осуществлена путем властного волеизъявления компетентного органа ; в-третьих, правоприменение представляет собой процесс, имеющий определенные стадии развития; в-четвертых, оно завершается вынесением индивидуально-конкретного правового акта с соблюдением определенной процедуры его принятия и исполнения.

[Back]