чиновничьих злоупотреблений одним словом всего того, что в немалой степени ограничивало свободу личности в дореволюционной России. В то же время общественная мысль России была крайне озабочена тем, как ограничить абсолютизм и добиться элементарных гражданско-политических прав и свобод для народа. В этом своем стремлении покончить с общим бесправием и русские марксистские и русские либералы были едины несмотря на то, что их взгляды на пути и средства достижения этой благородной цели подчас расходились. Если первые стояли за полное и окончательное уничтожение самодержавия и установление демократической республики, пусть даже путем насилия и террора рассматриваемые ими как «неизбежная плата» за социальный прогресс, то вторые хотели ограничить самодержавие , добиться свободы, конституции и народного представительства, преимущественно легитимными средствами1. При этом и те и другие хорошо осознавали возможности и силу общественного мнения, прилагая значительные усилия, по его формированию. В частности о возрастающей силе общественного мнения свидетельствует с одной стороны колоссальное увеличение тиражей газет, достигшее к 1914 году 3 млн. экземпляров, а с другой растущие темпы книгоиздания. Одновременно в России издавалось также и немало специальных юридических журналов и газет, среди которых наибольшим читательским успехом пользовались «Вестник права», «Журнал гражданского и уголовного права», «Сборник правоведения и общественных знаний», «Судебный вестник», «Судебная газета». При этом судебная хроника, обзоры текущего законодательства, наряду с выступлениями специалистов в области юриспруденции занимали главенствующее место на страницах этих изданий. Не меньше внимания уделяли правовой тематике и такие общероссийские издания, как, например «Вестник Европы», «Неделя», «Новое время» и др. Своего рода «символом 1 Социальная философия русской интеллигенции представляла собой эклектическое смешение идеалов гражданского общества с мессианским, в основе своей религиозно-утопическим, идеалом Правды и Справедливости, который был свойственен обществу традиционному и именно в русской истории. Подробнее см. об этом: Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Книга первая. От начала до Великой Победы. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. С. 90. 37 |
тотальная регламентация и полицейская опека, отсутствие гласности, безнаказанность всякого рода чиновничьих злоупотреблений. Все это в немалой степени стесняло свободу личности в дореволюционной России. В то же время передовая общественная мысль России была озабочена тем, как ограничить абсолютизм, добиться элементарных гражданских и политических прав и свобод для своего народа. В стремлении покончить с общим бесправием и русские марксисты, и русские либералы были едины, несмотря на то, что их взгляды на пути и средства достижения этой благородной цели подчас расходились. Если первые стояли за полное и окончательное уничтожение самодержавия и установление демократической республики, пусть даже путем насилия и террора, рассматриваемые ими как «неизбежная плата» за социальный прогресс, то вторые хотели бы ограничить самодержавие, добиться свободы, конституции и народного представительства, но без переворотов и резких потрясений, и преимущественно легитимными средствами1.-При этом и тс, и другие хорошо осознавали возможности и силу общественного мнения, прилагая значительные усилия по его формированию. В частности о возрастающей силе общественного мнения свидетельствует с одной стороны колоссальное увеличение тиражей газет, достигшее к 1914 году 3 млн. экземпляров, а с другой растущие темпы книгоиздания. Одновременно в России издавалось и немало специальных юридических журналов и газет, среди которых наибольшим читательским успехом пользовались «Вестник права», «Журнал гражданского и уголовного права», «Сборник правоведения и общественных знаний», «Судебный вестник», «Судебная газета». При этом судебная хроника, обзоры текущего законодательства, выступления ведущих специалистов в области юриспруденции всегда занимали главенствующее место на страницах этих изданий. Не меньше внимания уделяли правовой тематике уделяли внимание и такие общероссийские издания, как «Вестник Европы», «Неделя», «Новое время» и др. 67 1Кара-Мурза, С.Г. Советская цивилизация. Книга 1. От начала до Великой Победы // С Г. Кара-Мурза М.. Издио ЭКСМО-Пресс, 2002. С. 90. |