Проверяемый текст
Литвишко, Олег Викторович; Правоприменяющие субъекты : общетеоретическое исследование : автореферат (Диссертация 2009)
[стр. 43]

-Необходимость контроля со стороны правоприменительных органов за законностью совершаемых сторонами действий.
Возникновение спора о праве, в котором стороны нем могут
самостоятельно прийти к принятию согласованного решения.
Наличие препятствий для реализации субъективных прав и юридических обязанностей сторон.
-Необходимость официального установления наличия или отсутствия конкретных фактов и признания их юридически значимыми фактами.

-Установления факта правонарушения и как следствие этого, необходимость определения конкретного вида юридической ответственности, либо мер государственного воздействия к правонарушителю.
-Издание правоприменительного акта, как основания для реализации субъективных прав и юридических обязанностей сторно.
Исходя из указанных обстоятельств, применение права
рассматриваясь как одна1из важнейших форм правореализации представляет собой властную деятельность уполномоченных на то субъектов права, правоприменяющих субъектов, обладающих необходимымифункциями, средствами и методами, в целях обеспечения непрерывности процесса реализации нормативноправовых предписаний путем наделения одних участников правоотношений субъективными правами, а других юридическими обязанностями, либо возможностями принятия решения по вопросам о последствиях правовых споров и правонарушений и привлечение виновных к юридической ответственности.
Представляется, что в вопросах теории
применения права наиболее отчетливо прослеживается связь общей теории права с реальной жизнью, с актуальными вопросами юридической практики и, в том числе самой правореализации конкретные результаты которой связаны не только с достижением целей, предусмотренных в праве, но и целей, которые ставят пред собой сами участники правоотношений.
Результаты правореализации
43
[стр. 75]

граждан1, что, по сути, нивелирует особый статус правоприменяющих субъектов.
Представляется, что в данном случае необходимо исходить как раз из того, что правоприменители, применяют закон, вынося (издавая) при этом соответствующие правоприменительные акты, в то время как остальные участники правоприменительного процесса используют предоставленные им нрава, исполняют юридические обязанности и соблюдают запреты2.
С другой стороны, вряд ли можно отрицать и то обстоятельство, что исполнение норм права имеет место и в деятельности правоприменяющих субъектов.
Однако последнее вовсе не означает, что применительно, скажем, к сфере уголовного судопроизводства, чрезвычайно важно акцентировать внимание на необходимости именно исполнения процессуального закона, особенно когда идет речь о деятельности правоприменителей.
Более того, анализ деятельности правоприменяющих субъектов позволяет без особого труда обнаружить, что в деятельности правоприменителей имеет место применение как материальных, так и процессуальных норм права.
Между тем, в качестве оснований побуждающих правоприменяющих субъектов вмешиваться в процесс правореализации в современной юридической науке выступают следующие ситуации: необходимость контроля со стороны правоприменяющих субъектов за законностью; возникновение спора о праве, в котором стороны не могут прийти к принятию согласованного решения; наличие препятствий для реализации субъективных прав и юридических обязанностей сторон; необходимость официального установления наличия или отсутствия конкретных фактов и признания их юридически значимыми фактами; установление факта правонарушения и, как следствие этого, необходимость определения конкретного вида юридической ответственности, либо мер государственного воздействия к правонарушителю; * Калмыков, Ю.Х.
Понятие применения гражданско-правовых норм / Ю.Х.
Калмыков // Калмыков Ю.Х.
Избранное: Труды.
Статьи.
Выступления / Ю.Х.
Калмыков; Предисл.
В.Ф.
Яковлева; Сост.; О.М.
Козырь.
О.Ю.
Шилохвост; Исследовательский центр частного права.
М.: Статут, 1998.
С.41-53.
2 Элькинд, П.С.
Применение и толкование норм уголовно-процессуального права / П.С.
Элькинд.
М.: Юрид.
лит-ра, 1967.
С.
42-61.
75

[стр.,76]

необходимость издания правоприменительного акта как основы реализации субъективных прав и юридических обязанностей.
То есть исходя из указанных обстоятельств, применение права должно рассматриваться, прежде всего, как одна из важнейших форм реализации норм права, представляющая собой властную деятельность правоприменяющих субъектов, со своими функциями, средствами, методами.
При этом, обеспечивая непрерывность процесса реализации нормативно-правовых предписаний, правоприменительная деятельность тесно связана с наделением одних участников правоотношений субъективными правами, а других —юридическими обязанностями, равно как и самими возможностями принятия решения по вопросам о последствиях правовых споров и правонарушений, а также о привлечении виновных к юридической ответственности.
Представляется, что в вопросах теории
правоприменения наиболее отчетливо прослеживается связь общей теории права с реальной жизнью, с актуальными вопросами юридической практики и, прежде всего, правореализации.
При этом конкретные результаты применения права не только связаны с достижением целей, предусмотренных в праве, но и целей, которые ставят перед собой участники правоотношений.
Результаты правореализации
это конечный итог правомерного поведения субъектов, который и следует рассматривать в качестве социально значимых последствий, к которым не без оснований можно отнести: издание правоприменительного акта и связанное с ним удовлетворение законных интересов субъектов, равно как и пользование имущественными и связанными с ними личными неимущественными правами, а поскольку правореализация осуществляется как сложный и многоступенчатый процесс, в юридической литературе нередко рекомендуется выделять «промежуточные» и «окончательные» результаты.
Или, как отмечает Н.Н.
Вопленко: «Издание актов применения права иногда становится промежуточным результатом правореализации, ибо принятое решение подлежит практическому воплощению в жизнь иными субъектами и в особых правовых отношениях.
В то же время, например, получение 76

[стр.,171]

характеризуют как сам результат правоприменительной деятельности, так и отражают ее основные свойства.
В этой связи нельзя оставить без внимания вопрос: чем же обусловлено применение права? На наш взгляд, эта деятельность предопределена тем, что нормы права содержат общие предписания, рассчитанные на неоднократное их действие относительно весьма разнообразных фактов общественной жизни; жизненные обстоятельства, с которыми связывается применение права, как правило, предусмотрены в нормах в обобщающей форме, санкции правовых норм также, в большинстве случаев, определены относительно.
В силу такого рода специфики юридических норм особое значение приобретает правовое воздействие в отдельном конкретном случае, т.
е.
применение правовой нормы к конкретным отношениям, случаям, фактам.
В этой связи можно сказать, что правоприменение — это государственно-властная, организующая деятельность правоприменяющих субъектов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и вынесении правоприменительных решений, выраженных в специальных актах.
То есть это «приложение» закона, общих правовых норм к определенным лицам, определенной жизненной ситуации.
По мнению Л.И.
Спиридонова, правоприменительная деятельность государства представляет собой подведение жизненных случаев под общее правило поведения — юридическую норму1.
При этом социальная ценность указанной деятельности выражается в необходимости «снять» противоречия между общностью, формальной определенностью норм права и специфичностью (уникальностью) случая, на которую она рассчитана.2 В указанном смысле можно полагать, что правоприменительная деятельность представляет собой совокупность специфических, организационных форм и средств, с помощью которых обеспечивается непрерывность процесса реализации нормативноправовых предписаний, путем наделения одних участников отношений субъективными правами и возложения на других соответствующих 171 1Спиридонов, Л.И Теория государства и права/Л .И Спиридонов.
М : Проспект, 2001 С.
228 ' Карташов, В.Н.
Юридическая деятельность, понятие, структура, ценность / В Н Карташов.
Саратов: Изд-во Сарат ун-та, 1989.
С.
156.

[Back]