Проверяемый текст
Палеха, Роман Робертович; Природа правоприменения как особой формы реализации права (Диссертация 2006)
[стр. 68]

вовлеченных в общественные отношения.
Не меньшую значимость наряду с вышеназванными функциями механизма правоприменения, имеет и квалификационная функция.
Известно, например, что в процессе применения права юридическая квалификация, осуществляется путем сопоставления события реальной жизни с гипотезой и диспозицией правовой нормы, являя собой длящийся во времени и пространстве процесс деятельности компетентного субъекта.
При этом, однако, юридическая квалификация не исчерпывается лишь наличием субъекта, так как необходим и объект, в качестве которого выступает предусмотренная законом деятельность лиц, определяемая на основе норм действующего права, путем правовой оценки фактических обстоятельств дела.
Выступая как социально-правовое явление юридическая квалификация получает свое официальное закрепление в актах применения норм права, составляя тем самым содержание всего процесса правомерного поведения и необходима, как на стадии мотивации, так и на стадии планирования и принятия решения о варианте поведения.
При этом и субъект, применяющий право и субъект по отношению, к которому применяется право, осуществляют коммуникативные связи посредством обмена информацией, преодоления препятствий в общении и т.п., что дает основания говорить о коммуникативной функции механизма правоприменения.
Одновременно как представляется, есть необходимость вести речь и о корректировочной функции механизма применения права, поскольку как совершенно справедливо отмечает С.С.
Алексеев: «Индивидуальное регулирование в определенных исторических условиях может достигнуть весьма большой степени интенсивности.
Оно может быть нацелено не только на обеспечение выполнения требований юридических норм и их восполнение, но и уточнение самих норм, на их исправление, то есть на корректирование содержащейся в нормах государственной воли»1.
Вышерассмотренные приемы позволяют предложить определение 1Алексеев С.С.
Проблемы теории права.
Курс лекций в двух томах.
Т.
1.
Свердловск: Изд-во Свердловск, юрид.
ин-та, 1972.
С .
166-167.
68
[стр. 14]

л правовосполнительная функции .
Исходя из того, что правоприменение это деятельность управомоченных на то субъектов, направленная на воплощение в жизнь содержания предписаний правовых норм, где само правоприменение осуществляется в различных вариантах.
Например, через наделение одних лиц и органов субъективными правами и возложение на других юридических обязанностей, через разрешение вопросов о праве и привлечение виновных к юридической ответственности.
В связи с таким широким диапазоном проявления правоприменения, можно заключить, что выражающий его механизм правоприменения, реализует организующую, правонаделительную, правоохранительную и правообеспечительную функции.
Организующая функция механизма правоприменения состоит в том, что компетентными органами при реализации своих полномочий создаются юридические факты, которые являются предпосылками возникновения правовых отношений с другими субъектами права.
По сути, с этого момента начинается фактическое воздействие права на общественные отношения и осуществляется правовое регулирование той или иной жизненной ситуации.
Правонаделительная функция механизма правоприменения выражается в наделении субъектов правоотношений субъективными правами и юридическими обязанностями, необходимыми для осуществления ими правомерного поведения.
Правоохранительная функция механизма правоприменения заключается в правовой охране прав, свобод и законных интересов субъектов правоотношений, осуществляемая с помощью мер юридической ответственности, применяемых к лицам, допустившим нарушение законности.
Значение же правообеспечительной функции механизма правоприменения во многом определяется тем, что она служит гарантией и одновременно создаёт условия для продолжения процесса правового регулирования, начатого государством посредством издания соответствующего закона.
При этом механизм правоприменения выступает в качестве способа властного претворения возведённой в закон государственной воли.
Не следует также забывать о значении в механизме правоприменения воспитательной функции, поскольку правоприменение призвано оказывать постоянное воспитательное воздействие, которое распространяется не только на поведение субъектов правоприменительной деятельности, но и на поведение широкого круга субъектов, вовлечённых в правовые общественные отношения.
Исследование функций механизма правоприменения будет неполным, если оставить без внимания то обстоятельство, что в процессе применения права осуществляется юридическая квалификация, когда события реальной жизни сопоставляются с гипотезой и диспозицией правовой нормы.
В этом смысле совершенно верным выглядит утверждение, что «применение гипотез норм уголовного права есть уголовно-правовая квалификация…» .
Необходимо учитывать, что юридическая квалификация — это длящийся во времени и пространстве процесс деятельности компетентного субъекта, но не ограничиваемый только его наличием.
Необходим объект юридической квалификации, под которым понимается предусмотренная законом деятельность лиц, определяемая на основе норм действующего права и осуществляемая путем правовой оценки фактических обстоятельств дела.
Так, М.С.
Строгович указывал, что «квалификация преступления и определение наказания это есть применение судом права к установленному в Л соответствии с действительностью факту…» .
Как социально-правовое явление, юридическая квалификация получает
официальное закрепление в актах применения права, составляя содержание всего процесса правомерного поведения и необходима как на стадии мотивации, так и на стадии планирования и принятия решения о варианте поведения.
Поэтому все правоприменение в целом носит юридико-квалификационный характер, и различные моменты и аспекты юридической квалификации фактических обстоятельств дела присущи всем формам и стадиям правоприменительной деятельности .
Из сказанного следует, что механизму правоприменения присуща также и квалификационная функция, поскольку функционирование механизма правоприменения строится на основе воплощения в жизнь содержания применяемой нормы, после чего осуществляется юридическая квалификация и принимается решение.
Причём, уполномоченный правоприменяющий субъект и субъект, по отношению к которому применяется право, находятся во взаимосвязи.
При этом они обмениваются информацией, осуществляют коммуникативные варианты общения между собой.
В связи с тем, что составные элементы (субъекты) механизма правоприменения имеют определённые каналы сообщения между собой, уместно говорить и о коммуникативной функции данного механизма.
Представляется, что в данной постановке вопроса усматривается необходимость в выделении и корректировочной функции механизма правоприменения, поскольку, как отмечает С.С.
Алексеев, говоря о роли его регулирования, «…оно может быть нацелено не только на обеспечение выполнения требований юридических норм и их восполнение, но и уточнение самих норм, на их исправление, то есть на корректирование содержащейся в нормах государственной воли» .
При обращении к рассмотрению правоприменения через его форму «правоприменительный процесс» обнаруживается его логическая структура, выраженная в стадиях правоприменительного процесса, в которых со всей очевидностью прослеживаются созвучные им функции механизма правоприменения: установление и изучение фактических обстоятельств; выбор и анализ нормы права; толкование нормы права; принятие решения; вынесение Л акта применения нормы права и обеспечение его исполнения .
Обобщая изложенный материал относительно анализа функций механизма правоприменения, представляется возможным заключить, что функции механизма правоприменения представляют собой основные направления комплексного и целенаправленного воздействия правоприменения (правоприменительной деятельности и правоприменительного процесса) на общественные отношения.
При этом функции механизма правоприменения раскрывают как его роль и место в реализации правовых предписаний, так и необходимость, значимость, задачи и цель правоприменения как особой формы реализации права, заключающиеся, как мы уже обращали внимание, в законном, справедливом, обоснованном, целесообразном и своевременном применении правовых предписаний.
В рассмотренных функциях механизма правоприменения обнаруживается их отчетливый властно-управленческий характер, что подтверждает наш тезис о том, что правоприменение выступает особой формой реализации права, а также о властной, управленческой, организующей социально-юридической природе правоприменения.
Вполне очевидно, что степень научной разработанности, равно как и сам характер взаимодействия всех элементов механизма правоприменения, не только существенным образом влияют на процесс реализации права, но и подтверждают наличие и характер отмеченных функций механизма правоприменения в ходе анализа взаимосвязей и структуры регулирования правовых отношений, что позволяет достаточно полно и всесторонне исследовать сущность механизма правоприменения, изучить социально-юридический аспект его природы.
Представляется, что после уяснения сущности понятия правоприменения, выявления его признаков, обособляющих данную форму реализации права в особую форму, установления специфики правоприменения и выяснения сущности механизма правоприменения в целях полного и всестороннего изучения природы правоприменения, невозможно обойтись без рассмотрения структуры правоприменительной деятельности, выступающей содержательной стороной правоприменения, элементы которой (субъекты, объекты, методы, акты) являются теми «рабочими» звеньями, которые обеспечивают осуществление правоприменения в практических сферах общественной жизни.
Глава вторая нашего исследования построена по следующей схеме и должна ответить на вопросы: между кем осуществляется правоприменительная деятельность?; в отношении чего осуществляется правоприменительная деятельность?; при помощи чего осуществляется правоприменительная деятельность?; что является результатом правоприменительной деятельности? Проведенное исследование следующим образом аргументировано и в строгой последовательности отвечает на эти вопросы: субъекты, объекты, методы, акты правоприменительной деятельности, которые станут предметом дальнейшего анализа и позволят всесторонне изучить природу правоприменения.
ГЛАВА II.
СТРУКТУРА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1.
Субъекты правоприменительной деятельности Представляя собой сложную правовую категорию, выражающую содержание правоприменения, правоприменительная деятельность с достаточной необходимостью включает в себя совокупность различных правовых средств, используемых государством, его органами и должностными лицами в целях обеспечения законного, справедливого, обоснованного, целесообразного и своевременного применения права в строгом соответствии с волей законодателя и структурно опосредованных в ряде таких обязательных ее элементов как: субъекты, объекты, методы, акты.
По мнению диссертанта, названные элементы правоприменительной деятельности, в зависимости от их роли и места в структуре указанной деятельности, необходимо подразделить на институциональные, к которым необходимо отнести субъекты и объекты правоприменительной деятельности (данные элементы характеризуются повышенной стабильностью и выступают как статичные категории); на функциональные, отождествляемые с методами осуществления правоприменительной деятельности (данный элемент отличается повышенной гибкостью и выступает как динамичная категория) и результативные, выраженные в правоприменительных актах (этот элемент указывает на официальный итог всей правоприменительной деятельности).
Представляется, что выделение и изучение перечисленных элементов в структуре правоприменительной деятельности является одной из важнейших задач современной юридической науки и практики, решение которой позволит выявить новые аспекты и грани в ставшей уже во многом традиционной проблеме теории государства и права.
Отправной же точкой и необходимым условием в исследовании содержания и сущности правоприменительной деятельности, указывающей на правоприменение как особую форму реализации права, является анализ вопроса о назначении и необходимости правоприменительной деятельности, её формах, характере субъектов, их правовых возможностях и целях.
Решение этой задачи позволяет обстоятельно исследовать природу правоприменения.
В указанной связи сам анализ структуры правоприменительной деятельности уместно начать с характеристики такого ее элемента, как субъекты правоприменительной деятельности.
В специальной юридической

[Back]