Проверяемый текст
Федотов, Александр Анатольевич; Товарная форма информационных продуктов и услуг (Диссертация 2000)
[стр. 48]

рых неэластично.
Информационная рента представляет собой выигрыш (излишек) по сравнению с альтернативной стоимостью предлагаемых на рынке информационных ресурсов.
Экономическим условием образования информационной ренты являются различия в ценности, общественной полезности используемых информационных продуктов.
Причиной образования информационной ренты можно назвать монополию пользователей ограниченными более ценными информационными продуктами как объекта хозяйствования в отраслях материального производства или непроизводственной сферы.
Сложной проблемой является исследование величины информационной ренты, ее количественной определенности.
По аналогии с дифференциальной земельной рентой в общем виде величина информационной ренты равна разности между общественной (рыночной) стоимостью (ценой) более ценных информационных продуктов данного вида,.
Вопрос об общественной (рыночной) стоимости информационных продуктов является недостаточно исследованным и дискуссионным , прежде всего, ввиду специфических особенностей информационных продуктов и услуг как особых товаров.
Говоря об особенностях информации как особого товара, А.А.
Федотов отмечает: «Во-первых, в процессе потребления, использования не исчезает, ее полезность не уничтожается.
Во-вторых, информация как продукт творческого труда не имеет
еще формы, в которой она может отчуждаться.
В третьих, творческий характер труда по производству информации определяет вероятностный характер самого выхода информационного,
сроков его изготовления, необходимого объема материальных и финансовых ресурсов для этого, что в совокупности обусловливает и неопределенность связи между затратами и результатами в процессе создания, распределения и использования информации» [170, с.
28].
С учетом вышесказанного можно согласиться с
[стр. 35]

ности информации в потребительную стоимость происходит с помощью документа материала, фиксирующего информацию на материальном носителе вне памяти автора.
При этом полезность зафиксированной информации на носителе информации определяется несколькими аспектами: с одной стороны собственно информационной ёмкостью документа материала, спродуцированного автором информации; с другой стороны способностью потребителя понять источник и применить его в своих целях, что в свою очередь зависит от формы представления информации на носителях, ее приспособленности к определенным пользователям.
Следовательно, на этой стадии полезность информации зависит не только от автора-производителя, но и от способа составления документа.
Полезность информации может быть увеличена или уменьшена в зависимости информационного пространства субъектов информационного процесса.
Совершенно правы Г'.А.
Гетьман и Т.И.
Ставцева, утверждая, что «овеществление информации в документах превращает её в потребительную стоимость, давая возможность сё отчуждения и общественного потребления.
Лишь на конечном этане, на этапе потребления информации, она становится действительно общественной потребительной стоимостью» [27, с.
202].
И здесь, на поверхности экономических явлений, проявляется противоречие, информация не становится товаром в его марксовом определении [27, с.
202-203].
Во-первых, в процессе потребления, использования
информация не исчезает, её полезность не уничтожается.
Во-вторых, информация как продукт творческого труда не имеет
ещё формы, в которой она может отчуждаться.
В-третьих, творческий характер труда по производству информации определяет вероятностный характер самого выхода информационного
продукта, сроков его изготовления, необходимого объема материальных и финансовых ресурсов для этого, что в совокупности обусловливает и неопределенность связи между затратами и результатами в процессе создания, распределения и использования информации.
35

[Back]