конечную цель; 2) общественное признание (цит. по 77, С. 12). С.И. Ожегов рассматривал успех как: «1. Удача в достижении чего-нибудь; 2. Общественное признание; 3. Хорошие результаты в работе, учебе» (195, С. 747). Нели объединить эти три толкования в одно, можно подойти к пониманию успеха как удачи в деятельности, признанной обществом. Такое понимание успеха отражает желание человека не только слиться с общностью, стать единым с нею, но и быть отмеченным и признанным в ней, получить оценку своих действий. Потребность в признании связана со стремлением человека быть замечаемым другими людьми, быть значимым и ценным для них. Человеку хочется, чтобы на него обращали внимание, считались с его присутствием, признавали его «особосгь», «самость», ему лишь присущие черты. Еще Б. Паскаль писал, что чем бы человек ни обладал на земле, прекрасным здоровьем и любыми благами жизни, он все-таки недоволен, если не пользуется почетом у людей. Он настолько уважает разум человека, что чувствует себя неудовлетворенным, если не занимает выгодного места в умах людей. Личности очень важно, чтобы ее успех был обязательно признан другими, обрел сертификат общественного одобрения. Таким образом, главное основание успеха находится в сфере потребностей человека, потому что преобладающей среди всех человеческих потребностей и интегрирующей их является потребность слиться с социумом и одновременно выделиться в нем, стать родовым существом и одновременно уникальным. Успех как единство признанное™ и выделенное™ предстает в таком понимании его природы основной предпосылкой осознания личностью своей собственной значимое™. Такое понимание сущности успеха мы находим и в работах И.А. Джидарьяна, А.Г. Здравомыслова, А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантова. Однако существует и иное понимание сущности успеха. Наиболее широко проблема успеха исследована в С Ш А и Западной Европе, ибо там её изучение началось на рубеже X IX X X веков. На19 |
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 1.1. Состояниеразработатюсш проблемы В современных условиях человек всё чаще обнаруживает реальную возможностьсамостоятельноговыбора способовдеятельности и поведения, источниковмировоззрения. Социальный заказ ориентирован на творческую личность, являющуюся субъектом социальной жизни, саморазвития, самоактуализации и самоопределения. Человек, видящий свои цели, способныйтворчески решать стоящие перед ним задачи, максимальносамореализуется,аегодеятельностьвсегдауспешна Успех это не только возвышенная сфера деятельности личности, но и основа совершенствования всех сущностных человеческих сил. Он пронизывает все сферы жизнедеятельности человека и выражаетеё качественную характеристику. В этой связиуместно вспомнить,что существуетдве формы объективности: природаи целеполагающаядеятельность людей. Успех предполагаетобъективность второговидаи характеризуется реальной творческой деятельностно людей. Резюмируя сказанное, можно представить успех как динамичный творческий процесс, где гармоничное отношение человекак природе, обществу', к самомусебе приводитк созданиюличностью материальныхидуховныхценностей. Наиболее широкопроблемауспехаисследованав США и ЗападнойЕвропе, ибо там её изучение началось на рубеже XIX XX веков. Направленность исследований проблемыуспеха обеспечивалась интегративным подходом, с разныхточекзрения и с разных сторон: философской, социологической, психолого-педагогической, структурной и т. д. и каждый из этих аспектов правомерен. Однако, на наш взгляд только общемегодологический, философский подход обеспечивает наиболее глубокое, полное знаниесущности,содержания,структурыи,главное,закономерностейразвитияуспеха Большое значение в русле общеметодолошческого подхода в исследовании успеха имеет гносеологический анализсущности понятия «успех». Гносеологический анализ дает возможность установить единство всеобщего и особенного в его развитии, раскрывает его не как отвлеченную абстракцию и не как частно-научное понятие, имею17 С точки зрения процесса успешная деятельность эффективна и может быть осуществлена специалистом, который имеет высокую квалификацию и владеет определеннымикомпетенциями. Эго подтверждает и ВИ. /]дль, в словаре которого слою «успех» означает, что успеватьиметьуспех,удачу,достигатьжелаемого. Удача, удачное старанье,достиженье желаемого. Успешник (-ница) успешный делатель, у кого работа вдет, спорится.. В.Г. Иваницкий (2003) убежден, что успех связан со сроком, ибо происходит от слова «спеть» («спелый», «поспевать»), что указывает либо на зрелость человека, либо на умениебытьрасторопным,первым.ГЗСБолотина(2002)пишет, чтослою «успех»образовано в старославянском языке от глагола «созревать» и означает: 1) положительный результат, удачу в достижении чего-либо, конечную цель; 2) общественное признание. СИ. Ожегов рассматривал успех как:« 1. Удача в достижении чего-нибудь; 2. Общественное признание; 3. Хорошие результаты в работе, учебе» (191, С. 747). Если объединитьэтитри толкования в одно, можно подоит к пониманиюуспеха какудачи в деятельности, признанной обществом. Такое понимание успеха отражает желание человеканетолько слитьсяс общностью,статьединымс нею, но и быть отмеченным и признаннымв ней, подучитьоценкусвоихдействий. Потребностьв признаниисвязана со стремлением человека бьпь замечаемым другими людьми, быть значимым и ценным для них. Человеку хочется, чтобы на него обращали внимание, считались с его присутствием, признавали его «особость», «самость», емулишь присущиечерш. Еще Б. Паскаль писал, что чем бы человек ни обладал на земле, прекрасным здоровьем и любыми благами жизни, он все-таки недоволен, если не пользуется почетом у людей. Он настолькоуважаетразум человека, чточувствуетсебя неудоалетворенным, если не занимает выгодного места в умах людей. Личности очень важно, чтобы ее успех был обязательнопризнандругими,обрел сертификатобщественногоодобрения. Таким образом, главное основание успеха находится в сфере потребностей человека, потому что преобладающей среди всех человеческих потребностей и интегрирующей их является потребность слиться с социумом и одновременно выделиться в нем, статьродовым существом и одновременно уникальным. Успех как единство признанности и вьщеленносш предстает в таком понимании его природы основной пред20 педагогических и психшошческих дцей, навыковуспешной образовательной и воспитательнойдеятельности. Акмесшогическая технология формирования профессиональной успешности преподавателя высшей школы можег быть положена в основу акмеологического сопровождения процесса формирования профессиональной успешности преподавателя высшей школы, в результате осуществления которого мы можем прогнозировать переход с более низких на более высокие уровни формирования профессиональной успешности преподавателя высшей школы. В этоммы видим практическую цель нашегоисследованияиэтомупосвященавтораяглаванашегоисследования. Выводы но первой главе. Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященный состоянию проблемы исследования показал, что категории «успех», «успешность», «ситуацияуспеха», «болезниуспеха»,«успешностьдеятельности»,«профессиональная успешность специалиста», «успешность профессиональной деятельности» имеют большую историю исследования как в общетеоретическом плане, так и профессионально-практическомаспекте. Успех это не только возвышенная сфера деятельности личности, но и основа совершенствования всех сущностных человеческих сил. Он пронизывает все сферы жизнедеятельности человекаи выражаетеё качественную характеристику'. В этой связиуместновспомнить, чтосуществуетдве формы объективности: природаи целеполагающаядеятельностьлюдей. Успех предполагаетобъективность второго вида и характеризуется реальной творческой деятельностью людей. Резюмируя сказанное, можно представить успех как динамичный творческий процесс, ще гармоничное отношение человекак природе, обществу, к самомусебе приводитк созданиюличностью материальныхидуховныхценностей. Наиболееширокопроблемауспехаисследованав СШАи ЗападнойЕвропе,ибо там её изучение началось на рубеже XIX XX веков. Направленность исследований проблемы успеха обеспечивалась интегративнымподходом, с разныхточек зрения и с разных сторон: философской, социологической, психопого-педагогической, структур94 |