Проверяемый текст
Московский, Вячеслав Вячеславович; Формирование профессиональной успешности преподавателя высшей школы (Диссертация, 2007)
[стр. 22]

самоуважение является тем основанием, которое отражает отношение человека к успеху.
Он вывел формулу самоуважения.
Самоуважение определяется отношением наших действительных способностей к потенциальным, предполагаемым дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель наши притязания.
Чем выше притязания, тем больше должны
быть достижения, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным.
Человеку для счастья нужно либо добиваться ощутимых жизненных результатов (стремление к успеху), либо
снизить уровень собственных притязаний.
Второй путь, конечно, проще — он не требует усилий.
У.
Джемс оправдывает этот путь: « Отказ от притязаний дает нам такое же желанное облегчение,
как и осуществление их на деле, и отказываться от притязания будут всегда в том случае, когда разочарования беспрестанны, а борьбе не предвидится исхода» (там же, С.
92).
Человек, по его мнению, должен
уменьшить свои притязания, от этого зависит его действительный успех.
Другими словами, потребности человека должны
соответствовать его реальным возможностям.
Но психологическая наука утверждает, что некоторые способности в человеке
скрыты, их нужно обнаружить и развить.
Эго предполагает определенные личностные усилия.
Теория У.
Джемса имеет за собой традицию.
Для доказательства своей позиции он обращается к учению Карлейля о том, что жизнь начинается только с момента отречения от успеха.
У.
Джемс опирается на идею Карлейля о том, что если человек приравняет свои притязания к нулю, то целый мир будет покорен им.
Существует даже целостное мировоззрение социальной пассивности квиетизм.

Это поиск абсолютной безмятежности, социального безразличия, выключения из любых социально одобренных моделей действия.
С такой точки зрения человек не нуждается в успехе.
Конечно, время от времени такой человек просто вынужден имитировать участие в общественной жизни.
Весьма отличен от этого подхода стоицизм с его установкой на деяние без надежды на
22
[стр. 21]

посыжой осознания личностью своей собственной значимости.
Такое понимание сущности успехамы находим и в работах Н А Джидарьяна, А.Г.
Здравомыслова, АТ.
Москаленко, В.Ф.
Сержангова.
Однако существуети иное понимание сущности успеха.
Из всехфилософскихтечений наибольшеевниманиекатегории «успех»уделяет субъективный идеализм, а особеннотакая егоразновидность, как прагматизм.
Для сторонников прагматизмауспех человеческой пракшки допускает несоответствие тташих представленийс объективнойприродой вещей,которыемы воспринимаем.
Сторонники этого учения считают, что «успех» есть все то, что нужно человеку на практике.
Практическимуспехом исчерпывается и значение истины.
Этотуспех не свидетельствуето соответствииидеиобъективнойреальности, аимеетзначениеи берегсякактаковой сампосебе, каксубъективноеудовлетворение.
Уильям Джемс писал: « Человек должен тщательно рассмотреть различные стороны своейличности,чтобы искатьспасенияв развшии гаубочайшей,сильнейшей стороны своего «я».
Все другие стороны нашего «я» призрачны, только одна из них имеет реальное основание в нашем характере, и поэтому ее развитие обеспечено.
Неудачи в развитии этой стороны характера суть действительные неудачи, вызывающие стыд,а успех настоящийуспех, приносящийнам истинную радость» (74, С.
90).
Этот научныйфактслужитгримеромличностноговыбора Преждечем осуществитьвыбор, человек находится между несколькими его основаниями.
Уильям Джемс считает, что самоуважениеявляетсятем основанием, котороеотражаетотношение человекак успеху.
Он вывел формулу самоуважения.
Самоуважение определяется отношением наших действительных способ-ностей к потенциальным, предполагаемым дробью, в которой числительвыражаетнаш действительныйуспех, а знаменатель наши притязания.
Чем выше притязания, тем больше должны
бьпь достижения, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным.
Человекудля счастья нужно либодобиваться ощутимых жизненных результатов (стремление к успеху), либо
снизил,уровень собственных притязаний.
Второй путь, конечно, проще— он не требуетусилий.
У.
Джемс оправдывает этот путь:« Отказ от притязаний дает нам такое же желанное облегчение,


[стр.,22]

как и осуществление их наделе, и отказываться от притязаниябудут всегда в том случае, когда разочарования беспрестанны, а борьбе не предвидится исхода» (там же, С.
92).
Человек по его мнению,должен
уменышлъ свои притязания, отэтого зависитего действительный успех.
Другими словами, потребности человека должны
соответствен ваш его реальным возможностям.
Но психологическая наука утверждает, что некоторые способности в человеке
скрьпы, их нужно обнаружитьи развил».
Эго предполагаетопределенныеличностныеусилия.
ТеорияУ.
Джемса имеет за собой традицию.Длядоказательствасвоей позиции он обращаетсяк учениюКарлейляо том,чтожизньначинаетсятолькос моментаотречения от успеха У.
Джемс опирается на идею Карлейля о том, что если человек приравняет свои притязания к нулю, то целый мир будет покорен им.
Существует даже целостноемировоззрениесоциальной пассивностиквиетизм.

Эгопоискабсолютной безмятежности, социального безразличия, выключения из любых социально одобренных моделей действия.
С такой точки зрениячеловек не нуждается в успехе.
Конечно, время от времени такой человек просто вынужден имитировать участие в общественной жизни.
Весьмаотличен от этого подходастоицизм с его установкой на деяние без надежды на
успех.
Если квиетизм означаетпо сути отсутствиедействия, капитуляцию перед сложностями, то стоицизм предполагает постоянную мобилизацию воли, напряжение самодисциплины, готовность действия в любых социально-исторических условиях.
Стоики считают человека не пассивным объектом воздействия внешних и неподвластных ему обстоятельств, а субъектом осуществляемых им изменений и преобразований, историческим субъектом.
Стоицизм как философия «безнадежной решимости» в настоящее время имеет возможность стать идеологией обновления общественной морали и нравственности.
Квиетизм же явление недопустимое и даже безнравственное.
Нельзя достигнуть полной внутренней удовлетворенности, самоуважения,снизивпритязания, иботолькочерезуспех можнодоказать своюличностнуюзначимость.
Феноменуспеха широко изучался зарубежнымипсихологами(К.
Левин,К.
Лоренц, Г.
Мюррей, Д Рейнор, Ф.
Хайдер, X Хекхаузен и др.).
Образовалось целое семействотеорий «ожидаемой ценности».
Базовымдля многихтеорий оказалосьучение 22

[Back]