103 славля (70-е гг. XVIII в.) свидетельствует, что он получал 40 руб., члены его причта по 15-20 руб. Правда, были еще "случайные" доходы ("от случая к случаю"). Пришел человек исповедоваться платит 1-3 копейки2. Во время свадьбы причт получал 50 коп. плюс угощение "до пуза". Погребение давало 30 копеек. Сорокоуст оплачивали в пределах от 1 до 3 рублей. Единичное поминовение от 2 коп. до 1 руб.50 коп. "Славление" на Рождество приносило 2-2,50руб. только священнику, помощники оплачивались отдельно. Кроме того, крестьяне от общинных земель давали священнику 30 десятин пашни, 3 покоса. Были "помочи" крестьянские для отработки полей, приношения натурой (зерно, мякина) и др. Но все это не давало и ста руб. на круг. Священники (и другие члены причта) шли на приработок учили детей, приторговывали и т.п.3. На уездные училища выделялось заметно меньше. Так, на содержание "училищного дома" (дрова, свечи и др.) 170 руб. всего. Учителю "высшего" для уезда второго класса следовало платить 150 руб., а первого 120. Занятия по рисованию, которые могли служить восполнением нагрузки и оплаты для основных учителей, оценивались в 60 руб. Таким образом, содержание уездных училищ должно было обойтись в сумму в 5-6 раз меньшую, чем губернского. В тех случаях, когда учащиеся комплектовали только один класс (класс, так сказать, "двухуровневый"), учитель имел оклад в 130 руб., а если он преподавал рисование, то на 60 рублей больше4. Таким образом, цена содержания уездного училища в течение года 250-300 рублей (со сторожами и пр.). Материальное положение учителей во многом определялось такими казенными благами, как бесплатные квартиры в училищном доме, а также дрова и свечи1. Если теперь попытаться перейти от денежных проектов к их реализации, то разные, преимущественно косвенные, свидетельства говорят о том, что полностью профинансировать их государство не могло. Для этого были разные причины из них две весьма объективного свойства: речь идет о войне с Тур1Б арсов Т.З. С вятейш ий синод в его прош лом . С П б., 1896. С.292. 2 О тец И оанн скрупулезно отм ечает некоего, кто за отпущ ение грехов (легких, "ю ны х") дал 13 копеек. ^Русский архив. 1874. Т.Х 1Х . С .503 и след. 4 Т ам же. С .122. |
282 скромное денежное обеспечение. Опубликованная в «Русском архиве» в 1874 году В.Н. Семевским «Записная книга» священника Иоанна Матусевича из села Иваньково вблизи Ярославля (70-е гг. XVIII в.) свидетельствует, что он получал 40 руб., члены его причта по 15-20 руб. Правда, были еще «случайные» доходы («от случая к случаю»). Пришел человек исповедоваться платит 1-3 копейки.12 Во время свадьбы причт получал 50 коп. плюс угощение «до пуза». Погребение давало 30 копеек. Сорокоуст оплачивали в пределах от 1 до 3 рублей. Единичное поминовение от 2 коп. до 1 руб. 50 коп. «Славление» на Рождество приносило 2-2,5 руб. Пасха 4 руб. только священнику, помощники оплачивались отдельно. Кроме того, крестьяне от общинных земель давали священнику 30 десятин пашни, 3 покоса. Были «помочи» крестьянские для отработки полей, приношения натурой (зерно, мякина) и др. Но все это не давало и ста руб. на круг. Священники (и другие члены причта) шли на приработок учили детей, приторговывали и т.п.1 3 На уездные училища выделялось заметно меньше. Так, на содержание «училищного дома» (дрова, свечи и др.) 170 руб. всего. Учителю «высшего» для уезда второго класса следовало платить 150 руб., а первого -1 2 0 . Занятия по рисованию, которые могли служить восполнением нагрузки и оплаты для основных учителей, оценивались в 60 руб. Таким образом, содержание уездных училищ должно было обойтись в сумму в 5-6 раз меньшую, чем губернского. В тех случаях, когда учащиеся комплектовали только один класс (класс, так сказать, «двухуровневый»), учитель имел оклад в 130 руб., а если он преподавал рисование, то на 60 рублей больше.14 Таким образом, содержание уездного училища в течение года обходилось в 250-300 рублей (со сторожами и пр.). Материальное положение учителей во многом определялось такими казенными благами, как бесплатные квартиры в училищном доме, а также дрова и свечи.1 5 283 Если теперь попытаться перейти от денежных проектов к их реализации, то разные, преимущественно косвенные, свидетельства говорят о том, что полностью профинансировать их государство не смогло. Для этого были разные причины. Одна из них весьма объективного свойства: речь идет о войне с Турцией за Крым, которой воспользовалась Швеция, напавшая на Россию в 1788 году. Впрочем, еще до открытия военных действий правительство предприняло энергичные действия, чтобы уменьшить «казенные» расходы на народные училища. Благодаря усилиям С.В. Рождественского16, собравшего в архивах ведомости сбора добровольных пожертвований на народные училища, удается, хотя и фрагментарно, определить отношение состоятельных слоев провинциальных городов империи к образовательным планам Екатерины II и её советников. Приведем некоторые любопытные данные. В Вятке чиновники, купечество, мещане собрали в 1786 и ближайший год 1028 рублей 16 копеек, 7 *7 а вот разные чины и «поселяне» (крестьяне) дали 8257 руб. 89 /г копеек. В дальнейшем сборы в этом относительно бедном краю России достигли 10548 руб. В Ярославле «благородное общество» пожертвовало на нужды народного просвещения 16546 руб. Купцы и мещане, кроме каменного дома 18 и каменных строений при нем, собрали еще 2700 руб. Известно, что дворянство Казани дало 2968 руб. 60 копеек.19 В Смоленске дворяне и купцы «раскошелились» на еще меньшую сумму 1940 руб. Зато там нашелся богатый, а главное, щедрый жертвователь дворянин Иван Иванович Барышников. Он, фигурально выражаясь, «отвалил» аж 6000 рублей.20 В Курске в «благородном обществе» удалось собрать 3961 руб.21 А вот в Костроме «граждане» собрали лишь 521 руб. К ним прилагались сто |