105 редь нижегородской семинарии. Были причины и поводы и в других местах. Надо учесть относительную ценность собранных денег относительно тех затрат, на которые следовало пойти, чтобы содержать то или иное учебное заведение. Собранных денег в Арзамасе и Балахне на первый год работы уездного училища должно было хватить, а может быть, и на больший срок при умелом использовании полученных средств. Ярославское Народное училище также было с лихвой оплачено местной благотворительностью, то же можно сказать о Смоленске, Вятке и др. А вот в Пензе, Костроме, Н. Новгороде нужна была помощь из центральной казны. В Нижнем Новгороде денежные переводы из столицы во многом заменила деятельность местного епископа Дамаскина, принявшего реформу как свое кровное дело. Нашлись энтузиасты и в других местах. Характерно, что почти все они имели духовные звания. То, что церковная иерархия заняла главенствующее положение в реформе, привело к эффекту сообщающихся сосудов. Взятые из семинарии кадры приносили в народные училища привитые им ранее навыки (любовь к тексту, знание древних языков, системность в обучении). С другой стороны, новые методики и новые пособия, созданные в процессе реформы "группой” Янковича, обогащали не только собственно народные училища, но и соседствовавшие с ними церковные учебные заведения. Это взаимодействие и взаимовлияние уравнивало качество (примерно, в основном) преподавания, нивелировало государственные и церковные учреждения в единую систему государственного образования. Здесь надо заметить и то, что политически церковь во времена Екатерины II мало чем отличалась от других светских и управленческих структур: государственными были народные училища, квази-государственными (в смысле почти государственными) семинарии... |
284 рублей местного епископа. Не отличились щедростью нижегородцы. В самом губернском городе 600 руб., в Балахне 485 руб., в Арзамасе 325. Но арзамасский купец Белянинов передал для уездного училища дом. В целом, Нижегородская губерния превзошла жителей Вологодской (1150 руб.) и Пензенской (1040 руб.) губерний.22 Пассивность нижегордцев объясняется наличием развитой сети церковных образовательных учреждений, в первую очередь нижегородской семинарии. Были причины и поводы и в других местах. Надо учесть ценность собранных денег относительно тех затрат, на которые следовало пойти, чтобы содержать то или иное учебное заведение. Собранных денег в Арзамасе и Балахне должно было хватить на первый год работы уездного училища, а, может быть, и на больший срок при умелом использовании полученных средств. Ярославское губернское народное училище также было с лихвой оплачено местной благотворительностью, то лее можно сказать о Смоленске, Вятке и др. А вот в Пензе, Костроме, Н. Новгороде нужны были «дотации». В Нижнем ассигнования из столицы во многом заменила деятельность местного епископа Дамаскина, принявшего реформу как свое кровное дело.23 Нашлись энтузиасты и в других местах. Характерно, что почти все они имели духовные звания. То, что церковная иерархия заняла главенствующее положение в реформе, привело к эффекту сообщающихся сосудов. Взятые из семинарий кадры приносили в народные училища привитые им ранее навыки (любовь к тексту, знание древних языков, системность в обучении). С другой стороны, новые методики и новые пособия, созданные в процессе реформы группой Янковича, обогащали не только собственно народные училища, но и соседствовавшие с ними церковные учебные заведения. Это взаимодействие и взаимовлияние уравнивало качество (примерно, в основном) преподавания, нивелировало государственные и церковные учреждения в единую систему государственного образования. Здесь надо заметить и то, 285 что политически церковь во времена Екатерины II мало чем отличалась от других светских и управленческих структур: государственными были народные училища, квази-государственными (в смысле почта государственными) семинарии. Важным звеном в цепи образовательных реформ является подготовка преподавателей. Кадры стала готовить с 1783 г. учительская семинария. Первый прием из 100 человек был осуществлен путем разнарядки по российским семинариям: из каждой в «добровольно-принудительном» порядке в Санкт-Петербург командировались лучшие ученики старших курсов им предстояло вернуться в родные места, дабы начать работу в светской народной школе.24 Работа в семинарии велась не только в плане освоения учебных предметов, но и новых методик преподавания и, что важно, воспитания. Еще раз подчеркнем, что Янкович стремился заменить «палочные» методы дисциплинирования учащихся методами убеждения. Екатерина II поддерживала идеи сербского педагога, думая о сознательной гражданственности и ее высшей форме патриотизме как качествах, необходимых для подданных великой империи. Невзирая на трудности, процесс подготовки учителей развивался. В 1786 г. был произведен первый выпуск учителей народных училищ в Санкт-Петербурге. К этому времени успешно было подготовлено и довольно значительное количество учебной и учебно-методической литературы. В тот же год были одновременно открыты главные народные училища в 25 губерниях. В течение последующих 3 лет и другие 16 губерний обзавелись училищами. Среди «продвинутых» впереди других оказалась и Нижегородская губерния: ее губернский (наместнический) центр и некоторые уездные открыли школы в 1786-1787 гг. В 1787 г. благодаря деньгам обывателей было открыто уездное училище в Арзамасе. В Лыскове народное училище встало на ноги благодаря усилиям нижегородского епископа |