гим, стать рядом и по два в ряд выходить из училища; причем особливо запрещаются толкания и другие непристойности. Ученики, вышед из училища, не должны на улицах мешкать, затевать игру, крик или другие беспутства, но чинно и пристойно идти прямо домой, каждой мимоидущей особе учтиво кланяться, а пришед домой, первое почтить своих родителей или начальствующих целованием у них руки, потом положить свои книги в надлежащее место. В первом разряде (классе) требовалось "обучать чтению, письму, первоначальным основаниям христианского закона и добронравию". Первой (и важнейшей) для первого класса дисциплиной была та, которая обучала алфавиту (гражданскому конечно), и вот тут составители устава делают интересную пометку: "начиная с познания букв обучать вкладывать...'1эти буквы. Для обеспечения этого процесса "познания" предлагалось использовать две таблицы: "таблицу азбучную" и "таблицу для складов". Использовались эти таблицы не порознь, а вместе. Новаторство системы Янковича состояло во введении обучения по слогам. Предварительный этап, свойственный российской школе издревле: в начале выучить буквы, точнее название букв ("аз", "буки”, "веди", "глаголь”... (тем самым видоизменяется в пользу интенсификации информационного потока во времени и пространстве. "Сйоговое чтение" в первые месяцы обучения легче усваивалось детьми, давало значительную экономию времени. Система Янковича получила у российских реформаторов школы того времени, например, у епископа Дамаскина, название "нового метода". Дамаскин в рамках своей епархии, естественно, потребовал, чтобы учителя церковных учебных заведений овладели "новым методом", иначе они либо не допускались к преподаванию, либо от них требовалась соответствующая переподготовка1. "Слоговой" методике обучения алфавиту и начальным элементам чтения была суждена долгая жизнь2. 1Подробнее: Кузнецов Е.В. и др. Епископ Нижегородский и Алатырский Дамаскин. Страницы жизни, деятельности, творчества. Арзамас. 1998., С. 75. 2Шестой раздел "Российского букваря для обучения юношества чтению", составленный Ф.И. Янковичем (СПб. 1788) содержит, в частности, богатый материал для упражнения в слоговом чтении. Частично "Букварь" Янковича опубликован Е.Ц.Титковым в "приложени |
248 ми, концепции образования реализуется на двенадцати следующих страницах рассматриваемого текста. В первой главе, озаглавленной «О главных народных училищах», можно прочесть о том, какие учебные заведения должны быть организованы в губернских городах: «В каждом губернском городе быть одному (подчеркнуто мной ~ Е.Т.) главному народному училищу, состоящему из четырех разрядов или классов...». Далее рассказывается об учебном плане занятий учащихся по годам. В первом разряде (классе) требовалось «обучать чтению, письму, первоначальным основаниям христианского закона и добронравию». Первой (и важнейшей) для первого класса дисциплиной была та, которая обучала алфавиту (гражданскому конечно), и вот тут составители Устава делают интересную пометку: «начиная с познания букв обучать складывать...» эти буквы. Для обеспечения этого процесса «познания» предлагалось использовать две таблицы: «таблицу азбучную» и «таблицу для складов». Использовались эти таблицы не порознь, а вместе. Новаторство системы Янковича состояло во введении обучения по слогам. (До этого в российской школе вначале выучивали буквы, точнее название букв («аз», «буки», «веди», «глаголь»...) -В результате происходила интенсификация информационного потока во времени. «Слоговое чтение» в первые месяцы обучения легче усваивалось детьми, давало значительную экономию времени. Система Янковича получила у российских реформаторов школы того времени, например, у епископа нижегородского Дамаскина, название «нового метода». Дамаскин в рамках своей епархии потребовал, чтобы учителя церковных учебных заведений овладели «новым методом», иначе они либо не допускались к преподаванию, либо от них требовалась соответствующая переподготовка. «Слоговой» методике обучения алфавиту и начальным элементам чтения была суждена долгая жизнь. Только после того, как ученик усваивал «азбуко-слоговые» таблицы, |