130 собие для учителей. Чтобы развить у учащихся навыки в общении с письменными принадлежностями, вводятся занятия по чистописанию с элементами графики и рисунка (вторая половина дня). Учителя начинают тренировать комплекс знаний по "родной речи" и "родному" письму с помощью диктантов. Диктанты рекомендовались проводить после обеда. Именно "изобразительные", тренирующие руку и глаз учащегося занятия, получив три часа в неделю, довели учебную нагрузку до тридцати часов. На обучение письму отводилось девять часов неделю. Чтение "Букваря сохранилось также как и катихизис, священное писание и другие " с некоторым незначительным сокращением в часах. Санкт-петербургская методическая группа проставила и часы для факультативов: соседствующий язык 3 часа, латинский 3 часа1. Для второго класса характерно увеличение веса воспитательных дисциплин. Прежде всего, расширилась религиозная проблематика. Дети изучали уже не “краткое” изложение, а “пространный” катихизис, правда, без доказательств из священного писания (т.е. без разбора библейских текстов), но зато с акцентировкой на моральные ценности христианского учения о спасении и спасающей силе церкви, о преимуществах православной конфессии перед западными и многое другое. Во втором же классе дети 9-11 лет изучали серьезную книгу по светскому (мирскому) обществознанию. Название ее "О должностях человека и гражданина. Книга к чтению, определенная в народных городских училищах". В книге отражены позиции педагогов-теоретиков XVIII века (Пуфендорфа, Фельбигера), а также Французских просветителей (в первую очередь любимого матушкой-царицей Шарля Монтескье). В ее написании принимала участие сама государыня, причем в своей, так сказать, либеральной ипостаси, свойственной первым годам царствования. В учебном пособии были места, где проблемы общественного развития и политического устройства общества излагались даже более радикально, чем в "Наказе". В частности, вниманию учащихся предлагалась теория общественного договора как правовая основа государственной организации общества. Правда, пресловутая теория общественного до' ПСЗРИ. T.XXII. С.665-666. |
251 ливших в школы, -как правило 8-10 лет. Поэтому первоначальная недельная нагрузка соответствовала возможностям большинства учащихся. Во втором полугодии занятия усложнялись. Учащихся следовало «заставлять ... писать с прописей, выговаривать и писать цифры, церковные и римские цифры, и при этом обучать их первоначальным правилам грамматики, содержащимся в таблице о познании букв, которая находится в книге под заглавием «Руководство учителям первого и второго класса». Здесь процитирован второй параграф екатерининского указа. В следующем, третьем, параграфе перечисляются «книги, по которым надлежит учить юношество вышесказанным сего класса предметам». В число книг попали уже знакомые таблицы «азбучная» и «для складов», а также настоящие «брошюрованные» книги: «Российский букварь», «Правила для учащихся», «Сокращенный Катехизис», «Священная история», «Руководство к чистописанию» и «Прописи» к этому руководству. Большое внимание во втором полугодии уделялось обучению письму, освоению прописей, то есть образцов написания букв, включая заглавные, «гражданского» российского письма. По методике Янковича, и здесь, как в случае обучения элементарному чтению в первом полугодии, прописи изучаются не отдельно, а в связи с написанием слов и словосочетаний, собранных в особую таблицу. Характерно, что эта таблица предназначалась не учащимся, а учителям. Иначе говоря, Янкович сумел подготовить едва ли не первое в истории российской грамматики учебное пособие для учителей. Чтобы развить у учащихся навыки использования письменных принадлежностей, вводятся занятия по чистописанию с элементами графики и рисунка (вторая половина дня). Учителя начинают нарабатывать комплекс знаний по «родной речи» и «родному» письму с помощью диктантов. Диктанты рекомендовалось проводить после обеда. Именно «изобразительные», тренирующие руку и глаз учащегося занятия, на которые от 252 водилось 3 часа в неделю, довели учебную нагрузку до 30 часов. На обучение письму отводилось 9 часов в неделю. Чтение «Букваря» сохранялось также, как и Катехизис, Священное писание и другие предметы с незначительным сокращением в часах. Санкт-петербургская методическая группа запланировала и часы для факультативов: соседствующий язык 3 часа, латинский 3 часа. Для второго класса характерно увеличение веса воспитательных дисциплин. Прежде всего расширилась религиозная проблематика. Дети изучали уже не «краткое» изложение, а «пространный» Катехизис , правда без доказательств из Священного писания (то есть без разбора библейских текстов), но зато с акцентом на моральные ценности христианского учения: идеи о спасении и спасающей силе церкви, о преимуществах православной конфессии перед западными и многое другое. Во втором же классе дети 9-11 лет изучали серьезную книгу по светскому (мирскому) обществознанию: «О должностях человека и гражданина. Книга к чтению, определенная в народных городских училищах». В книге отражены позиции педагогов-теоретиков XVIII века (Пуфендорфа, Фельбигера34), а также французских просветителей (в первую очередь, любимого матушкой-царицей Шарля Монтескье). В ее подготовке принимала участие сама государыня, причем в своей, так сказать, либеральной ипостаси, свойственной первым годам царствования. В учебном пособии был материал, в котором проблемы общественного развития и политического устройства общества излагались даже более радикально, чем в знаменитом «Наказе» императрицы. В частности, вниманию учащихся предлагалась теория общественного договора как правовая основа государственной организации общества. Правда, эта теория общественного договора, содержащаяся в первом (1783 год) и ближайших к нему изданиях, была вымарана после того, как произошла Великая Французская революция. Исчезли и некоторые фразы, |