Проверяемый текст
Титков, Евгений Павлович; Государственная политика Российской империи в сфере образования во второй половине XVIII века (Диссертация 1999)
[стр. 131]

131 говора, содержащаяся в первом (1783 год) и ближайших к нему изданиях, была вымарана после того, как разверзлась Великая Французская революция.
Исчезли и некоторые фразы, неудобные в изменившихся условиях, в частности, такая: "бывали в древности народы, да и ныне такие еще есть, у коих многие особы (подчеркнуто автором) о благосостоянии граждан своих пекутся, и ту же власть имеют, какую имеет в государстве (точнее, в других государствах авт.) монарх.
Сии общества называются республиками...” Далее по тексту, естественно, обосновывалось преимущество монархической формы правления.
Не
подвязывая свои суждения под ту или иную схему современных идеологических течений или политологических школ, необходимо признать, что стремление дать учащимся начального класса, пусть и второго, сумму знаний по антропологии и социологии, политических и общественно-нравственным проблемам явление в истории школы отнюдь не ординарное.
Не очень "объемистая" книга "О
человеке и гражданине" говорит о концептуальной прочности российского самодержавия во времена великой Екатерины и об уверенности правительства в возможности убедить подраставшие поколения в идеалах правившей тогда элиты.
В «Указе» подробно разъясняются другие задачи обучения учащихся на втором
году обучения и в последующие годы1.
В третьем классе начиналось изучение первой части "всеобщей истории" (так в тексте).
Можно сразу обратить внимание, что определение "всеобщая", а не "всемирная" история, не история "зарубежных стран” закрепилось в нашем учебном лексиконе.
Понятие "всеобщая история" используется в учебно-методических и учебнодирективных документах до сих пор.
Появились и две географические дисциплины.
Название одной звучит вполне ясно: "Землеописание Российского государства".
Другая дисциплина обозначена с большей долей замысловатости "Введение во Всеобщую Европейскую Географию" (так в тексте
авт.)1То, что именно европейская, а не всемирная география предполагается к преподаванию, вполне объяснимо: еще не была открыта Антарктида, никто еще не описал 1См.
подробнее: Титков Е.П.
Образовательная политика Екатерины II.
М., 1999.
С.
111.
[стр. 253]

253 неудобные в изменившихся условиях, в частности, такая: «...Бывали в древности народы, да и ныне такие еще есть, у коих многие особы (подчеркнуто мной Е.Т.) о благосостоянии граждан своих пекутся, и ту же власть имеют, какую имеет в государстве (точнее: в других государствах Е.Т.) монарх.
Сии общества называются республиками...» Далее по тексту, естественно, обосновывалось преимущество монархической формы правления.
Не
подчиняя свои суждения той или иной схеме современных идеологических течений или политологических школ, необходимо признать, что стремление дать учащимся второго класса сумму знаний по антропологии и социологии, политическим и общественно нравственным проблемам явление в истории школы отнюдь не ординарное.
Не очень «объемистая» книга «О
должностях человека и гражданина» свидетельствует о концептуальной прочности российского самодержавия во времена Екатерины Великой и об уверенности правительства в возможности убедить подраставшие поколения в идеалах правившей тогда элиты.
В указе подробно разъясняются другие задачи обучения учащихся на втором
школьном году: «повторять Священную историю» (надо думать, в расширенном варианте), «продолжать чистописание и учение грамматических правил, содержащихся в таблицах о правильном разделении складов (то есть слогов Е.Т ), о чтении и правописании (слогов по таблице-Е.Т.), находящихся в вышеупомянутом «Руководстве учителям первого и второго классов».
«В сем разряде начинать также обучать юношество рисованию».35 С этого же года вводилась арифметика.
Но если занятия по арифметике включались в основной, утренний цикл, то рисованию отводилось время во второй половине дня.
Однако, обращает на себя внимание то, что рисования с самого начала было много занятия по этой дисциплине должны были проводиться по средам и субботам, в дни, когда «первоклашки» отдыхали.
По-прежнему проводился в жизнь принцип: утром

[стр.,256]

256 ление «всеобщая», а не «всемирная» история, не «история зарубежных стран» закрепилось в нашем учебном лексиконе.
Понятие «всеобщая история» используется в учебно-методических и учебно-директивных документах до сих пор.
Появились и две географические дисциплины.
Название одной звучит вполне ясно: «Землеописание Российского государства».
Другая дисциплина обозначена с большей долей замысловатости: «Введение во Всеобщую Европейскую Географию» (так в тексте
Е.Т.).37То, что именно европейская, а не всемирная география предлагается к преподаванию, вполне объяснимо: еще не была открыта Антарктида, никто еще не описал не только внутренние области Австралии, но и значительные районы ее побережий, не были известны многие острова Тихого и Северного Ледовитого океанов.
Большая часть внутренних земель таких континентов, как Африка, Азия, Латинская Америка, еще ждала отважных путешественников.
Определение «всеобщая» география Европы, вероятно предполагает, выражаясь современным языком, не локально страноведческий, а «комплексный» (или сравнительно-комплексный) подход.
На третьем году обучения изменялось соотношение дисциплин в недельной сетке (табл.
3).

[Back]