Проверяемый текст
Титков, Евгений Павлович; Государственная политика Российской империи в сфере образования во второй половине XVIII века (Диссертация 1999)
[стр. 145]

Санкт-Петербурге) стали покупать (не без рекомендаций Синода) епархиальные власти на местах.
В архиве Нижегородской области сохранился перечень книг, закупленных в Санкт-Петербурге для семинарии и четырех церковных ("духовных") училищ низшего уровня.
Перечень (реестр) явно отражает установку на то, чтобы использовать
группы Янковича по методике в работе с учащимися церковных учебных заведений.
Во всяком случае, как иначе объяснить "роковое" число по три экземпляра каждой книги.
Три экземпляра каждой книги это не заказ для обучавшихся тогда семинаристов, а заказ для анализа и решения судьбы выписанных книг местными (нижегородскими) специалистами.

Судя по ряду косвенных свидетельств, отношение к методическим изыскам петербургских методистов были приняты "ученым" кругом нижегородцев и главой этого круга епископом Дамаскиным.1 Нельзя однако не сказать о неудачах реформы, точнее какой-то ее части, каких-то элементов и т.
п.
Наиболее уязвимым элементом реформы оказались народные училища, но не вся их система.
Низший, двухклассный цикл был принят "обществом", т.е.
преимущественно мещанскими слоями
городов губернских, уездных, "заштатных", а также смыкавшимися с мещанством обедневшими группами (или, так сказать, "исконно", из поколения в поколение остававшимися небогатыми) купечества ("третья" гильдия), дворян, чиновничества и др.
Комиссия, направленная из "центральных органов власти" на
место в 1801-1802 гг.
констатировала, в частности, социальную пестроту учащихся.
В "учебу" пошли, кроме упомянутых, самых многочисленных "основных" слоев городского населения, дети "ямщичьи", дети "однодворцев", "мастеровых", "господских слуг", из "казаков" и "татар" и
др.2.
Фактом признания народных училищ было и то, что общественные взносы (пожертвования) стали возрастать по сравнению с первыми годами существования этих бесплатных и всесословных учебных заведений.
В кассе Народных училищ на 1801 г.
находилось в \
ГАНО.
Ф.370.
Оп.533.
Лл.1-4.
Рождественский С.В.
Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIIIXIX вв.
СПб., 1910.
С.609.
[стр. 296]

296 (т.е.
в Санкт-Петербурге) стали покупать (не без рекомендаций Синода) епархиальные власти на местах.
В архиве Нижегородской области сохранился перечень книг, закупленных в Санкт-Петербурге для семинарии и четырех церковных («духовных») училищ низшего уровня.
Перечень (реестр) явно отражает установку на то, чтобы использовать
методический опыт группы Янковича в работе с учащимися церковных учебных заведений.
Во всяком случае, как иначе объяснить «роковое» число по три экземпляра каждой книги9 Три экземпляра каждой книги это не заказ для обучавшихся тогда семинаристов, а заказ для анализа и решения судьбы выписанных книг местными (нижегородскими) специалистами.

Ряд косвенных свидетельств позволяет утверждать, что отношение к методическим изыскам петербургских методистов были приняты «ученым» кругом я ' нижегородцев и главой этого круга епископом Дамаскином.' ’

[стр.,308]

308 ских заслуживает глубокого уважения и пристального внимания.
Обобщая приведенные здесь факты и наблюдения, следует признать, что просвещенческая политика Екатерины II это не фарс, не демагогический популистский прием, а стратегический план, отвечавший внутренним настроениям и политическим расчетам императрицы и ее окружения.77 В сущности, при обстоятельном рассуждении следует признать ее исторически оправданной.
Более того исторически перспективной.
Неудача в реализации реформ отрицательно сказалась на историческом будущем России в грядущем XIX веке.
Остановимся на неудачах реформы, точнее какой-то ее части, каких-то элементов и т.п.
Наиболее уязвимым элементом реформы оказались народные училища, но не вся их система.
Низший, двухклассный цикл был принят «обществом», т.е.
преимущественно мещанскими слоями
губернских, уездных, «заштатных» городов, а также смыкавшимися с мещанством обедневшими группами (или, так сказать, «исконно», из поколения в поколение остававшимися небогатыми) купечества («третья» гильдия), дворян, чиновничества и др.
Комиссия, направленная из «центральных органов власти» на
места в 1801-1802 гг.
констатировала, в частности, социальную пестроту учащихся.
В «учебу» пошли, кроме упомянутых, самых многочисленных «основных» слоев городского населения, дети «ямщичьи», дети «однодворцев», «мастеровых», «господских слуг», из «казаков» и «татар» и
др.78 Фактом признания народных училищ было и то, что общественные взносы (пожертвования) стали возрастать по сравнению с первыми годами существования этих бесплатных и всесословных учебных заведений.
В кассе народных училищ на 1801 г.
находилось в
Москве 16560 рублей, в Твери 77398, Пензе 10073, Смоленске 8254, а в Петербурге целых 35843 рубля.
Мало денег на образование имели приказы общественного призрения Н.
Новгорода (1510 руб.), Тамбова (1453), Владимира

[Back]