Проверяемый текст
Титков, Евгений Павлович; Государственная политика Российской империи в сфере образования во второй половине XVIII века (Диссертация 1999)
[стр. 52]

сервативными современниками; именно только через государственное образование и воспитание можно приготовить польских «рабов» (т.е.
крепостных) к осознанию свободы и пониманию гражданского долга и лишь в этом случае, т.е.
«образовавшись» и «воспитавшись», они могут стать полноправными, «вольными» членами «гражданского» общества.
Это «польское» произведение бессмертного философа нашло читателей в России.
Похоже, что «...именно в этой работе следует искать исходный пункт екатерининских преобразований в *% сфере народной школы в 80-е годы XVIII века .
Вероятно, эта оценка, данная Е.П.
Титковым, несколько категорична.
Но, несомненно, мысли Екатерины во многом совпадали с приведенными суждениями "бессмертного” мужа Франции.
Пытаясь объяснить основу социального неравенства, Екатерина вводит ценз "образованности”.
«Естественно» (т.е.
по природе, по естеству авт.) человек с человеком разнится мало, по учению человек с человеком разнится много».
Императрица приводит слова древнегреческого философа Платона, что разница между «ученым» человеком и «неученым» «та ж е..., какова между лекарем и больным».
Именно образованность дает возможность некоторым простым
облям («неучам») подняться вверх по общественной лестинце3.
«Образовательная» политика стала центральным хотя и до сих пор неоцененным и необъясненным, направлением политики великой российской государыни.
Она стала в цнтре государственной деятельности Екатерины II, ее законотворчества.
1Записки книги Е.Р.
Дашковой, написанные ею самой (разные изд.).
2Титков Е.П.
Ук.соч.С.38.
’ Валишевский К.
Ук.соч.
С.339.
[стр. 63]

особами, тамо (так в тексте Е.Т.) есть также и преимущества особыми законами утвержденные»...
Санкция социального неравенства (можно, наверное, сказать классового или сословного неравенства) однако смягчается под пером императрицы «умеренностью» (взвешенностью, справедливостью Е.Т.) законов, благодаря чему «тут и самого меныпаго (так в тексте ~ Е.Т.) гражданина жизнь, имение и честь в уважение принимаются».40 Екатерина пытается объяснить своим читателям основу общественного неравенства дело, по ее мнению, в образовании и воспитании: «Естественно (т.е.
по природе, по естеству Е.Т.) человек с человеком разнится мало, по учению человек с человеком разнится много»41 Она приводит слова древнегреческого философа Платона, что разница между «ученым» человеком и «неученым» «та ж е..., какова между лекарем и больным».42 Именно образованность дает возможность некоторым простым людям («неучам») подняться вверх по общественной лестнице.
Все здесь приведенные мысли можно найти в знаменитом «Наказе»,43 где императрица утверждает, что «законы могут учредить нечто полезное для собственного рабов имущества» (подчеркнуто мной Е.Т.).
Известно, что это пожелание императрицы юридически определить имущественный статус крепостных было отвергнуто российским дворянством в ходе обсуждения «Наказа».
Декларативно звучат призывы «Наказа» «избегать случаев, чтобы приводить людей в неволю».
Больше того, действия правительства Екатерины II на землях современной Украины («российская», левобережная часть) прямо противоречили этим призывам «Наказа»44 Более жизненным было другое пожелание монархини: «не должно вдруг и через узаконение обшее ими (т.е.
государственным законодательным актом Е.Т.) делать великого числа (так в тексте Е.Т.) освобожденных»43 В целом попытки сделать таким образом, чтобы «...законы гражданские...
злоупотребления рабства отвращали...», успеха не 63

[Back]