Проверяемый текст
Титков, Евгений Павлович; Государственная политика Российской империи в сфере образования во второй половине XVIII века (Диссертация 1999)
[стр. 54]

зонных полках школы для солдатских сыновей в возрасте от 7 до 15 лет, рассчитанные первоначально на 50 человек каждая...
Число учащихся в них неуклонно росло, особенно после указа 1735 года, предписывавшего принимать «солдатских сынов" в любом количестве, хотя бы и сверх комплекта.
Поэтому, если в
1732 г.
число учащихся в гарнизонных школах доходило до 4 тысяч, то к началу 1773 г.
их насчитывалось уже 10313 человек.
Также действовали особняком несколько медицинских училищ в Москве, Петербурге.
Существовало немалое число ведомственных школ при Адмиралтействе, Дворцовой Конюшенной канцелярии, при "заводах» горных и верфях морских.
Особое место занимали "гимназии» при Петербугской Академии Наук, а позднее при открытом в 1755 году Московском университете.
Если в СанктПетербурге «Академическая» гимназия была «всесословной», и дворянские отпрыски шли в нее неохотно, то в Москве, при университете, действовали сразу две гимназии одна для детей разных чинов, другая для дворян.
Здесь следует сразу и категорично подчеркнуть, что дворянство очень неохотно садилось на соседние парты с "детьми низких" сословий.
Где только возможно они создавали сословные учебные учреждения, отгораживаясь от разночинцев...
Но потребности государства в образованных людях превышала возможности дворянского сословия.
Как установил М.М.
Штранге, общее число недворян, обучавшихся в учебных заведениях разного профиля, во много раз превышало контингент учащихся дворянских сословных "корпусов", "гимназий" и др."1, причем исследователь подчеркивает, что "...темпы производства грамотных недворян последовательно наращиваются с 1760-х годов"2.
Кроме государственной "системы" подготовки грамотных людей существовали частные школы, частные учителя-одиночки.
Здесь следует говорить 1Штранге М.М.
Демократическая интеллигенция России в XVIII.
М..
1965.
C.I3.
Автор отмечает, что «...общее число недворян.
прошедших школьное обучение за 1730-1800 г., почти в 30 раз превосходит число образованных дворян».
2См сноску на странице 60, См.
также Титков Е.П.
Ук.соч.
С.115.
[стр. 135]

135 Глава II.
Просвещение и государство в России в 1760-1770-е годы § 1.
Расширение образовательной среды в 1760-1770-е годы.
Михаил Чулков Происходившие в России с началом Нового времени, экономические и социальные изменения, обмирщение культуры и формирование качественно иного мировоззрения вызвали к жизни необходимость создания новой системы образования.
Ни Киево-Могилянская коллегия, ни Славяно-греколатинская академия, как ведущие образовательные центры страны конца XVII начала XVIII вв., не могли удовлетворить потребности государства и общества в силу своего полудуховного-полусветского подхода к обучению.
Процесс складывания целостной, законченной системы образования, , начавшись в 1701 году с открытия Пушкарской и Навигацкой школ, увенчался в 1755 году созданием Московского университета.
Широкая сеть «цифирных», «русских», «гарнизонных», «заводских», «конюшенных», «архиерейских» и других школ способствовала не только распространению профессионального образования, но и быстрому увеличению количества грамотного недворянского населения страны.
Ярким тому подтверждением являются данные о «гарнизонных» школах: «...
в 1721 г.
Военная коллегия приняла решение открыть при 49 существовавших тогда гарнизонных полках школы для солдатских сыновей в возрасте от 7 до 15 лет, рассчитанные первоначально на 50 человек каждая.
..
Число учащихся в них неуклонно росло, особенно после указа 1735 года, предписывавшего принимать «солдатских сынов» в любом количестве, хотя бы и сверх комплекта.
Поэтому, если в

[Back]