Проверяемый текст
Антология педагогической мысли России XVIII в. - Москва: 'Педагогика', 1985
[стр. 59]

кого состояния, которое в других местах третьим чином или средним называется, Россия до сего времени и произвести не могла"1.
Вывод самодержицы таков: "...новое порождение есть дело совокупленное с невероятными трудами..." и длительные требуются труды: "прямая от оных польза остается вся потомству"...
Тем не менее императрица намечает широкую программу но уже не обучения, а воспитания и резко подчеркивает порочность верхов российского общества...
Искусство доказало, что один только украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина.
Но во многих случаях паче во вред бывает, если кто от самых нежных юности своей лет воспитан не в добродетелях и твердо оные в сердце его не вкоренены; а небрежением того и ежедневными дурными примерами привыкает он к мотовству, своевольству, бесчестному лакомству и непослушанию»1.

Итак, общество развращено в его наиболее важной части, причастной к власти, управлению.
Поэтому необходимы другие люди, которые не принадлежа к знати, обеспечивали бы интересы монархии и государства.
Появляется идея (от французов !?) о формировании "третьего чина людей" посредников между правящими верхами и народными массами...Но при сегодняшнем положении искать третьего чина людей в государстве», это «всуе себя...
ласкать..." И вот центральный момент рассуждений императрицы: не только учить, но и воспитывать, однако не через общество, а вне общества, изолировав от общества.
Вот мысли императрицы, так сказать, без купюр.
"Держась сего неоспоримого правила, единое токмо средство остается, то есть произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу, или новых отцов и матерей, которые бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и от них дети передали бы паки своим детям, и так следует из родов в роды в будущие веки.
Великое сие намерение исполнить нет совсем иного способа, как завести воспитательные
учи1Бецкой И.И, Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества, конформированное (т.е.
учрежденное авт.) Императорским Величеством 1764 г.
марта 12 дня.
СПб., 1764.
(всего12 страниц).
[стр. 3]

имея путь и право к большим чинам и заслугам, не могли они в том упражняться.
Другие, из подлости (так называлось бедное сословие дворян, простолюдины.И.
С.) и наукам взятые, также весьма скоро успевали в оных, но скорее еще в прежнее невежество и самое небытие возвратились; от чего и людей такого состояния, которое в других местах третьим чином или средним называется, Россия до сего времени и произвести не могла.
Искусство доказало, что один только украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина.
Но во многих случаях паче во вред бывает, если кто от самых нежных юности своей лет воспитан не в добродетелях и твердо оные в сердце его не вкоренены; а небрежением того и ежедневными дурными примерами привыкает он к мотовству, своевольству, бесчестному лакомству и непослушанию.

При таком недостатке смело утвердить можно, что прямого в науках и художествах успеха и третьего чина людей в государстве ожидать, всуе себя и ласкать.
По сему ясно, что корень всему злу и добру воспитание; достигнуть же последнего с успехом и с твердым исполнением не инако можно, как избрать средства к тому прямые и основательные.
Держась сего неоспоримого правила, единое токмо средство остается, то есть произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу, или новых отцов и матерей, которые бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и от них дети передали бы паки своим детям, и так следует из родов в роды в будущие веки.
Великое сие намерение исполнить нет совсем иного способа, как завести воспитательные
училища для обоего пола детей, которых принимать отнюдь не старые, как по пятому и по шестому году.
Излишне было бы доказывать, что в те самые годы начинает дитя приходить в познание из неведения, а еще нерассудительнее верить, якобы по прошествии сих лет еще можно поправить в человеке худой нрав, чем он уже заразился, и, поправляя его, те правила добродетелей твердо в сердце его вкоренять, кои ему иметь было потребно.
И так о воспитании юношества печися должно неусыпными трудами, начиная, как выше показано, от пятого и шестого до восемнадцати и двадцати лет безвыходного в училищах пребывания.
Во все же то время не иметь им ни малейшего с другими сообщения, так что и самые ближние сродники хотя и могут их видеть в назначенные дни, но не инако, как в самом училище, и то в присутствии их начальников.
Ибо неоспоримо, что частое с людьми без разбору обхождение вне и внутрь оного весьма вредительно, а наипаче во

[Back]