Проверяемый текст
Антология педагогической мысли России XVIII в. - Москва: 'Педагогика', 1985
[стр. 73]

каждому в своей роте и исполнять, что предписано прочим инспекторам над вторым и третьим возрастами.
Поручики и подпоручики в каждой роте во время экзерциций военных поступают по своим чинам; а сверх того, в роте, по разделении оной на две части, исправляя при кадетах ту же должность, которая полагается на воспитателей во втором и третьем возрастах; следовательно, не отлучаться им ни на малое время от своих питомцев, жить подле них, довольствоваться с ними одним столом, словом, ответствовать за их поведение, воспитание и нравы, подавать им примеры чести и тех, мыслей, кои к истинной ведут добродетели».
Высшая
иерархия включала «подполковников», «профессоров», одни занимались военной подготовкой, другие учили наукам.
Возглавлял Шляхетский корпус «генерал-директор».
Воинская дисциплина в корпусе сочеталась с продуманной системой поощрения: «Чтоб сие в пользу соревнование в юношестве сделать общим, давать в награждение кадетам воинского и гражданского звания в пятом возрасте шесть золотых медалей, из которых две большой величины первым, две средней вторым и две меньшие третьим; в четвертом же возрасте шесть серебряных с таким же различием их величины.
Получившим медали носить в бытность в корпусе на кафтанах разной величины знаки
нашившие с изображением нумеров в лавровых венцах, золотые кадетам пятого возраста, а серебряные четвертого.
Кадетам, удостоившимся первых награждений, если заслужат оных во второй и третий год, делать отличие только в нашивных знаках, а медали с прежними знаками давать тем, кто по них первые, и так обо всех далее...»
Обычно отмечают, что кадетские корпуса, в том числе и только что описанные «сухопутные» давали широкое образование, но мало готовили кадетов к их прямым воинским обязанностям.
Кажется, это не было случайной ошибкой.
Система И.И.
Бецкого служила не профессиональным задачам, а готовила верного и надежного человека для российского государства он должен был стать гражданином в первую очередь, а уж потом офицером пехотного полка или прокурорским работником в уездном «присутственном» месте.
[стр. 38]

4.
Хотя и принужден бывает в воинском деле оказывать вид строгости, но прямое его достоинство и дарование в том состоять имеют, чтоб сию строгость соединять с приятностью и остерегаться, дабы не произвесть в юношах вредительных воображений страха, которые трудно истребить, когда единожды вкоренятся.
5.
Ежели генерал-директор по какой-либо законной причине отлучится, он исправляет все его должности...
О КАПИТАНАХ В ДОЛЖНОСТИ ИНСПЕКТОРОВ В КАЖДОЙ РОТЕ Капитаны Шляхетного корпуса сугубым одолжаются упражнением в рассуждении воспитываемых ими кадетов: первое, обучать кадетов всем частям воинского искусства, присовокупляя к тому знаки благородного воспитания и такие нравы, кои составляют человека благородного и лучше еще воспитанного; второе, сверх воинских экзерциций иметь им инспекторскую должность каждому в своей роте и исполнять, что предписано прочим инспекторам над вторым и третьим возрастами.
Стараться, что до военных экзерциций и воспитания кадетов принадлежит, все приводить в такой порядок, дабы ничего лучшего желать не оставалося.
О ПОРУЧИКАХ И ПОДПОРУЧИКАХ В ДОЛЖНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Поручики и подпоручики в каждой роте во время экзерциций военных поступают по своим чинам; а сверх того, в роте, по разделении оной на две части, исправляя при кадетах ту же должность, которая полагается на воспитателей во втором и третьем возрастах; следовательно, не отлучаться им ни на малое время от своих питомцев, жить подле них, довольствоваться с ними одним столом, словом, ответствовать за их поведение, воспитание и нравы, подавать им примеры чести и тех мыслей, кои к истинной ведут добродетели.
В
случае законной отлучки капитана старший по чину исполняет его должность, а место его занимает следующий по нем; сего ради преимущества и субординация полагаются на них по чинам во всем без изъятия...
ОБ ИНСПЕКТОРЕ НАД ОБУЧЕНИЕМ КАДЕТОВ ГРАЖДАНСКОГО ЗВАНИЯ И О ПРОФЕССОРАХ-ВОСПИТАТЕЛЯХ К воспитанию и наставлению кадетов, назначенных к гражданскому званию, в последних двух возрастах должен быть инспектор, которому наблюдать порядок, управление и поведение профессоров и воспитываемых кадетов, как предписано инспекторам второго и третьего возрастов.
Профессоров к воспитанию и наставлению кадетов с великим рассмотрением определять надлежит.
Они должны сверх назначенных кадетам наук показывать опыты всех прочих знаний, кои потребны к такому

[стр.,41]

1.
Важность всех предписанных инспекторам и воспитателям должностей требует, чтоб к обучению юношества наукам определен был директор.
Выбирать его из ученых людей, отличные достоинства имеющих и искусных во всем, что до воспитания, до воинских и гражданских наук принадлежит.
2.
Он должен с согласием инспекторов назначивать время, чему в которые часы обучать питомцев, предписывать легчайшие к тому способы, смотреть, чтоб узаконенный единожды для наук порядок наблюдаем был непрерывно, свидетельствовать знание определяющихся в учителя, а учащихся по экзаменам переводить из одного класса в другой.
3.
Гражданским наукам обучать и из воинского звания таких кадетов, кои пожелают оным учиться, разумеется, не только из четвертого и пятого, но и скоропонятных из третьего возраста.
О ЭКЗАМЕНАХ И НАГРАЖДЕНИЯХ 1.
Производить экзамен в науках и экзерцициях первому и второму возрастам чрез четыре месяца, а третьему чрез шесть; быть при том генералудиректору с прочими начальствующими в корпусе и, по меньшей мере, одному из членов Совета.
В последних двух происходить экзамену ежегодно в присутствии всех членов Совета и помянутых чинов.
Во время сих свидетельств сравнивать настоящие успехи и поведение питомцев с прежним их состоянием, записанным у цензора по бывшим до того экзаменам, дабы испытать склонность учащихся, узнать, к чему природа их приглашает, и возбудить в них ревнование к успехам справедливыми преимуществами, назначивая оные во время публичных сравнений прилежания одних с нерадением других.
2.
Чтоб сие к пользе соревнование в юношестве сделать общим, давать в награждение кадетам воинского и гражданского звания в пятом возрасте шесть золотых медалей, из которых две большой величины первым, две средней вторым и две меньшие третьим; в четвертом же возрасте шесть серебряных с таким же различием их величины.
Получившим медали носить в бытность в корпусе на кафтанах разной величины знаки
нашивные с изображением нумеров в лавровых венцах, золотые кадетам пятого возраста, а серебряные четвертого.
Кадетам, удостоившимся первых награждений, если заслужат оных во второй и третий год, делать отличие только в нашивных знаках, а медали с прежними знаками давать тем, кто по них первые, и так обо всех далее.

Что принадлежит до награждения в первых трех возрастах, Совет определит оное по своему рассмотрению.

[Back]