Проверяемый текст
Титков, Евгений Павлович; Государственная политика Российской империи в сфере образования во второй половине XVIII века (Диссертация 1999)
[стр. 76]

стей массы населения: в каждом губернском городе или "в ко-тором либо из знатнейших провинциальных городов" предполагалось основать лишь по одному училищу из четырех категорий, «смотря потому, какого звания жителей в губернии больше числом".
Сравнительная малочисленность государственных гимназий побудила составителей ге-нерального плана "несколько подумать о простых и самых бедных мещанских детях, в городах и местечках обитающих, как их из грубого извлечь незнания и подать способ столько научиться, сколько природе их прилично и надобно".
С этой целью предполагалось устроить во всех городах и местечках элементарные "публичные школы для простого народа", в которых обучались бы дети всех жителей независимо от сословной принадлежности, "не исключая слуг и работников", в возрасте от 6 до 14 лет.
Попечение об этих школах возлагалось на местные магистраты и на духовенство, которое обязано было исполнять учительские функции.
Эти предложения об элементарном народном образовании были сформулированы в особом, дополнявшем генеральный план гимназий, проекте, именовавшемся "Всеподданнейшее представление плана, каким образом
во всех Российских городах и местечках учредить школы для простого народа без всякого государственного расходу и народного отягощения"1.
Авторы этого последнего документа заблаговременно составили пространное "предисловие к читателю", разъяснявшее существо и порядок учебной реформы.
По словам этого «предисловия», создание гимназий являлось "ничем иным, как произведением и распространением" "Генерального учреждения" 1764 года, цель же гимназий заключалась в том, "чтобы принимаемое в оные училища юношество могло там основа-тельно и совершенно обучаемо быть всем тем наукам и знаниям, к которым они по природной склонности будут способны и которых бы употребление во всяком избранном ими впредь звании неоспоримую им приносило пользу и таким бы образом исправление сердца сих юношей и просвещение разума были
купно соединены".
1Рождественский С.В.
Очерки по истории систем народного образования в России в XV1I-XIXbb.T.
1.
СПб., С.273.
[стр. 189]

189 При протекторе состоит совет директоров, назначенных «из весьма ученых и в учебных делах искусных людей».
Непосредственным начальником каждой гимназии является ректор, «основательно ученый и благонравный человек».
К уставу государственных гимназий прилагался детально разработанный штат, по которому стоимость каждой гимназии исчислялась в 20.000 руб.
ежегодно.
На первое обзаведение гимназии требовалось единовременно 2 ОООруб.
Хотя гимназии предназначались для юношества всех сословий, кроме крепостных, однако они не могли удовлетворить образовательных потребностей массы населения: в каждом губернском городе или «в котором либо из знатнейших провинциальных городов» предполагалось основать лишь по одному училищу из четырех категорий, «смотря потому, какого звания жителей в губернии больше числом».
Сравнительная малочисленность государственных гимназий побудила составителей генерального плана «несколько подумать о простых и самых бедных мещанских детях, в городах и местечках обитающих, как их из грубого извлечь незнания и подать способ столько научиться, сколько природе их прилично и надобно».
С этой целью предполагалось устроить во всех городах и местечках элементарные «публичные школы для простого народа», в которых обучались бы дети всех жителей независимо от сословной принадлежности, «не исключая слуг и работников», в возрасте от 6 до 14 лет.
Попечение об этих школах возлагалось на местные магистраты и на духовенство, которое обязано было исполнять учительские функции.
Эти предложения об элементарном народном образовании были сформулированы в особом, дополнявшем генеральный план гимназий, проекте, именовавшемся «Всеподданнейшее представление плана, каким образом


[стр.,190]

190 во всех Российских городах и местечках учредить школы для простого народа без всякого государственного расходу и народного отягощения».175 Авторы этого последнего документа заблаговременно составили пространное «предисловие к читателю», разъяснявшее существо и порядок учебной реформы.
По словам этого предисловия, создание гимназий являлось «ничем иным, как произведением и распространением» «Генерального учреждения» 1764 года, цель же гимназий заключалась в том, «чтобы принимаемое в оные училища юношество могло там основательно и совершенно обучаемо быть всем тем наукам и знаниям, к которым они по природной склонности будут способны и которых бы употребление во всяком избранном ими впредь звании неоспоримую им приносило пользу и таким бы образом исправление сердца сих юношей и просвещение разума были
крупно соединены».
«Предисловие» оправдывало разделение гимназий на четыре категории и разъясняло порядок постепенного осуществления реформы.
Предполагалось сразу после апробации плана императрицей учредить прежде всего два училища, в Санкт-Петербурге и Москве, и одно для гражданского, другое для «ученых людей чина».
Считалось возможным открыть оба училища в полном объеме всех трех классов.
Это было отступление от общего правила, составлявшего сердцевину всей новой педагогической системы: полный курс гимназии должны проходить только дети, принятые в них в юном возрасте.
Прием в старшие классы учеников со стороны не допускался принципиально, т.к.
он подрывал единство и непрерывность педагогической системы, составлявшие силу последнего.
Документ мотивировал возможность такого отступления от общего правила следующими соображениями.
В течение четырех лет, выделенных для прохождения курса младшего класса, учителя оставались бы без практики, а дети соответствующего возраста могли бы обнаружиться, чтобы с

[Back]