81 В этом тексте, как заметил К. Валишевский, императрица ".„за сто лет вперед положила начало внерелигиозному воспитанию конца XIX века"1. Политический мотив более существенен. Частное образование в России к тому времени оказалось либо в руках случайных гувернеров (особенно в "глухих" губерниях), либо стало захватываться масонами-розенкрейцерами (особенно в Москве)2. Влияние Новикова и Шварца росло, приобретая опасные для существующего режима размеры. В процессе подготовки к реформе был осуществлен ряд важных мероприятий по подготовке специалистов-учителей разного (но преимущественно широкого) профиля, по печатанию учебной литературы и др. Необходимо подчеркнуть, что политический и юридический акценты ставились императрицей вполне четко и без всякой маскировки. Свидетельством тому издание специального учебника по обществоведению, в который были включены разделы политические и правовые. Речь идет об адаптации к российским условиям книги австрийского педагога монаха августинца Иоганна Игнатия Фельбигера "О должностях человека и гражданина". Вероятно, на русский язык ее можно было бы перевести точнее и понятнее современному читателю: "Об обязанностях (возможно и так: "О долге...) человека и гражданина». Книга в России переиздавалась до 1817 года одиннадцать разз. Из 180 ее страниц 70 (40% текста) обсуждают проблему "О должностях общественных, на которые мы от Бога определены. Первая часть "Об образовании души занимает 42 стр. текста, вторая "О здравии и благопристойности" только 24 страницы. В конце книги написано "О домоводстве" (стр.160-180). Следовательно, политические и общественные проблемы являются для автора и его издателей центральными. Параграф "О любви к Отечеству”, входивший в третью часть, имеет 32 страницы (110142)4. 1Валишевский К. Ук.соч С.484 г См. подробнее указанную работу Е.П. Титкова (С. 148,149,150). Именно столько изданий было найдено нами в РГБ (Москва). Анализ структуры книги Фельбигера дается по изданию 1805 года ("осьмое тиснение"). |
превысившую «разрешительную резолюцию» или формальное одобрение. Несомненно, это произведение отражает новый (уже без пылких фантазий Бецкого) подход великой самодержицы к волновавшему ее важнейшему вопросу государственной политики. Автор, наверное, был рекомендован российской императрице Ф.И. Янковичем. Последний не мог не знать Фельбигера, занимаясь практической педагогикой на территории Австро-Венгрии. Иоганн Игнатий Фелъбигер (1724-1788) монах-августинец, австрийский реформатор школы, занимался преобразованием школьного дела в Силезии и других областях этого государства. Автор большинства учебных планов для различных типов австрийской школы, он писал также методические пособия для учителей и учащихся. Расцвет его творчества пришелся на 70-е гг. XVIII века.47 Большим вниманием пользовался ряд его сочинений Anleiting zur deutschen Sprachlehre. Zum Uebrauche der deutschen Schulen in der kaiaerlich-Koniglichen staaten. Wien Deutsche Schalreanstalt.1775; Notewendiges Handbuch sor Schulmeister der illyrischen.. .Trivial-Schulen in der Kaiaerlich-Koniglichen Erblanden. Wien. 1771 (два тома).48 Но наибольшую известность имеет его работа, которая нашла свою вторую родину в России и переиздавалась здесь до 1817 года одиннадцать раз.49 Из 180 ее страниц 70 (40% текста) обсуждают проблему «О должностях общественных, на которые мы от Бога определены». Первая часть «Об образовании души» занимает 42 стр. текста, вторая «О здравии и благопристойности» только 24 страницы. В конце книги написано «О домоводстве» (стр. 160180). Следовательно, политические и общественные проблемы являются для автора и его издателей центральными. Параграф «О любви к Отечеству», входивший в третью часть, имеет 32 стр.(110-142).50 Познакомимся с содержанием книги И.И. Фельбигера более детально. Несколько страниц «Вступления» рисуют желаемую гармонию в общественных отношениях. Здесь говорится «о благополучии вообще всех 65 |