83 ведения православного верующего именно православного (подчеркнем эту мысль). Третья глава "О должностях к ближнему” содержит также практические советы: быть "приветливым”2 с людьми, "искренним, честным"3, "почтительным", "ни с кем не ссориться”4. Оригинально звучит заголовок следующей (четвертой) главы "О должностях к самому себе" (может быть, лучше "Об обязанностях к самому себе"). Читатель призывается на ее страницах "к порядку"3, "к трудолюбию": "...Труд и работа служат не только к приобретению нужного в жизни, но и к потребному уму и телесной крепости укреплению, следовательно к сохранению здоровья"6. Альтернативный модуль поведения осуждается с большой степенью решительности:"...ленивый и праздный человек есть бесполезное бремя земли и общества"7. Конец главы (четвертой) изобилует А банальностями:" довольствуйся малым", "береги деньги» и т.п. и т.д . Заключает "Первую часть" книги Фелибигера пятая глава «О том, что избегать должен добродетельный». Адаптируя, запишем заголовок несколько иначе: "О том, что должен избегать добродетельный (человек)". На двадцати страницах”9 здесь достаточно красноречиво изображается вред таких пороков, как "безмерное самолюбие", "гордость и спесь", «тщеславие», «подлость», "распутство", "самохвальство", "ложь", "грубость" и др.10 По мнению Фельбигера,"...не должно говорить о вещах, коих не разумеем", "речей у других не перебивать", "невразумительности в разговоре, крика и прочего избегать"11 и т.п. Подобные "учебные" наставления вряд ли следует комментировать они относятся к вечным нравственным ценностям человечества. Впрочем, внушать их следует и сейчас, 1Фельбигер И.И. «О должностях человека и гражданина».. С.23-24 и др 2.Там же. С.27, 3"Честность надобно более делами и сердцем, нежели словами и видом, показывать",Там же. С.34. 4Там же. С.27. 5"В доме, в коем нет порядка, приходит все в замешательство". Там же. С. 36. 6Фельбигер И.И. «О должностях человека и гражданина». С. 38. 7Там же. С. 39-40. 8Там же. С. 40-46. 9Там же. С. 45-57. 10Там же. С. 45-65 11Там же. С. 66, 67 |
наставления принимать с охотой, злых же и порочных убегать тщательно».58Быть «правдивым».59 Вторая и третья главы фельбигеровского труда раскрывают центральные темы, намеченные ранее. Глава вторая «О должностях (об обязанностях Е.Т.) к Богу» трактует в весьма тривиальных выражениях основные принципы конфессионального поведения православного верующего именно православного (подчеркнем эту мысль). Третья глава «О должностях к ближнему» содержит также практические советы: быть «приветливым»60 с людьми, «искренним, честным»,61 «почтительным», «ни с кем не ссориться».62 Оригинально звучит заголовок следующей (четвертой) главы «О должностях к самому себе» (может быть, лучше «Об обязанностях к самому себе»). Читатель призывается на ее страницах «к порядку»63, «к трудолюбию»: «...Труд и работа служат не только к приобретению нужного в жизни, но и к потребному уму и телесной крепости укреплению, следовательно к сохранению здоровья».1 м Альтернативный модуль поведения осуждается с большой степенью решительности: «...ленивый и праздный человек есть бесполезное бремя земли и общества».65 Конец главы (четвертой) изобилует банальностями: «довольствуйся малым», «береги деньги» и т.п. и т.д.66 Заключает «Первую часть» книги Фельбигера пятая глава «О том, что избегать должен добродетельный». Адаптируя, запишем заголовок несколько иначе: «О том, что должен избегать добродетельный (человек)». На двенадцати страницах67 здесь достаточно красноречиво изображается вред таких пороков, как «безмерное самолюбие», «гордость и спесь», «тщеславие», «подлость», «распутство», «самохвальство», «ложь», «грубость» и др.68 По мнению Фельбигера, «...не должно говорить о вещах, коих не разумеем», «речей у других не перебивать», «невразумительности в разговоре, крика и прочего (подобного Е.Т.) избегать»69 и т.п. Подобные «учебные» наставления вряд ли следует комментировать они относятся к вечным 67 |