84 как это делалось в российских училищах, семинариях и гимназиях XVIII столетия. Часть вторая разбираемой книги называется "О попечении тела". Она содержит немало интересного, в том числе активную пропаганду медицины, медицинских знаний: "врач богу угоден”. Разъясняется польза от прививок, описываются различные лекарства и способы их применения1. Среди советов во имя здравия "избегать мягких и теплых постелей", "нельзя употреблять жесткую жирную пищу, копченое мясо", зато к целебным относятся "вода чистая», "сыворотка", "клюква". "Свежий воздух" также очень полезен2. Читая эти рекомендации, понимаешь, что, если не в деталях, то в принципах, локковские идеи о здоровом образе жизни джентльмена широко распространились по миру, стали предметом обсуждения в далеком от Лондона Петербурге. Вторая глава этой части начинается с наставлений Марка Туллия Цицерона своему сыну, учившемуся в Афинах: "Стоя, ходя, сидя за столом, в лице, в глазах и в движении рук должно иметь пристойный вид, а особливо такой, какому же сама природа научает..."3. Советы Цицерона даны на все времена. Далее следует перечень (с пояснениями) поз и телодвижений, демонстрирующих "пристойность". Например, за столом "ногами не махать", "телом ни на стол, ни на соседа своего не наклоняться", "локтей на стол не ставить"4. Осуждения заслужили и такие действия, как "высовывание" языка изо рта, "всовывание" туда пальцев и др. Часть третья не только самая большая, но и наиболее важная и интересная. Она посвящена "должностям" (т.е. обязанностям) общественным. В первой главе этой части следует, если не туманные, то весьма осторожные рассуждения о "союзе общественном", "внешнем благополучии" и схожих предметах или связанных с ними. ''То состояние, в котором все потребное к нужде и выгоде человеческой жизни, легко получить, спокойно оным владеть и наслаждаться можно... люди без помощи других не могут доставить сами себе. Здесь при' Там же. С. 80 и след. \ Фельбигер И.И. «О должностях человека и гражданина». С.76-78. . Там же. С.86 4Там же. С.91-92. |
нравственным ценностям человечества. Впрочем, внушать их следует и сейчас, как это делалось в российских училищах, семинариях и гимназиях XVIII столетия. Часть вторая разбираемой книги называется «О попечении тела» и включает в себя такие главы, как «О здравии» (Гл. 1), «О благопристойности» (Гл. 2).70 Данный раздел работы содержит немало интересного, в том числе активную пропаганду медицины, медицинских знаний: «врач богу угоден», «врач, но не заговор при немощи» (поможет Е.Т.). Разъясняется польза от прививок, описываются различные лекарства и способы их применения.7 1 Среди советов во имя здравия «избегать мягких и теплых постелей», «нельзя употреблять жесткую, жирную пищу, копченое мясо», зато к целебным относятся «вода чистая с уксусом» или 72 «сыворотка», «клюква». «Свежий воздух» также очень полезен. Читая эти рекомендации, понимаешь, что, если не в деталях, то в принципах, локковские идеи о здоровом образе жизни джентльмена широко распространились по миру, стали предметом обсуждения в далеком от Лондона Петербурге. Вторая глава этой части начинается с наставлений Марка Туллия Цицерона своему сыну, учившемуся в Афинах: «стоя, ходя, сидя за столом, в лице, в глазах и в движении рук должно иметь пристойный вид, а особливо такой, какому же сама природа научает...»73 Советы Цицерона даны на все времена. Далее следует перечень (с пояснениями) поз и телодвижений, демонстрирующих «пристойность». Например, за столом «ногами не махать», «телом ни на стол, ни на соседа своего не наклоняться», «локтей на стол не ставить»74 Осуждения заслужили и такие действия, как «высовывание» языка изо рта, «всовывание» туда пальцев и др. Не продолжая, скажем, что нормы этикета были у Фельбигера разобраны подробно и доходчиво. Часть третья не только самая большая, но и наиболее важная и 68 интересная. Она посвящена «должностям» (т.е. обязанностям) общественным. В первой главе этой части следуют, если не туманные, то весьма осторожные рассуждения о «союзе общественном», «внешнем благополучии» и схожих предметах или связанных с ними. «То состояние, в котором все потребное к нужде и выгоде человеческой жизни легко получить, спокойно оным владеть, и наслаждаться можно...люди без помощи других не могут доставить сами себе. Здесь причина того, что «многие люди соединились в одно общество...»75 Вот еще одна, «поясняющая», цитата: «Люди., не могут...принести сами себе всех надобностей и выгод жизни... привести сами себя в состояние внешнего благополучия (подчеркнуто Фельбигером Е.Т.), но потребно им к тому содействие других людей. Оно подало причину, что многие люди объединились в одно общество, в том намерении, чтоб друг к другу ( так в тексте Е.Т.) в потребном к их нужде и выгоде помогать...» Интересно понять, что такое «внешнее благополучие»? Как его понимает Фельбигер? Вот его ответ: «То состояние, в котором все потребное к нужде и выгоде человеческой жизни легко получить, спокойно оным владеть и наслаждаться можно, называется внешним благополучием». Выявив причину объединения людей, Фельбигер пытается структурировать общественные отношения и связи. Исходным был «супружеский союз» (глава вторая этой части)76 со ссылкой на известный ветхозаветный текст. «Союз родителей и детей» следующая ячейка структуры общества. Целую главу (главу III) Фельбигер посвящает проблемам взаимодействия поколений.77 Глава IV это «союз господ и слуг». В тексте есть такие слова: «общество сие господ и слуг Богу отнюдь не противно». Более того, этот союз существовал «от начала мира, потому что в Египте Авраам имел рабов и рабынь». Дается также ссылка на мнение апостола Павла, его послания язычникам (I Кор.7.21-24)79 Далее следует тривиальное перечисление обязанностей слуг к своим господам: «рабы и слуги должны 69 |