Проверяемый текст
Титков, Евгений Павлович; Государственная политика Российской империи в сфере образования во второй половине XVIII века (Диссертация 1999)
[стр. 88]

"упование (т.е.
доверие авт.) на прозорливость и праводушие правительства" иметь; "исполнительность" должна демонстрироваться во всех случаях1.
В издании 1805 г.
(восьмом) появляются некоторые положения, навеянные спецификой политической обстановки в Европе того времени
теми рассуждениями, которые имело российское общество об этом: "Некоторые думают, что любовь к отечеству больше свойственна вольному обществу или Республике, нежели Монархии, или что в Республике...
более...
побуждений к тому находится, но все сие несправедливо, ибо, ежели где в нынешнее время покажется меньше любви к отечеству нежели в древности, то тому не образ государственного правления, но
недостаток в воспитании прежней бывают (подчеркнуто мною авт.), которые как скоро будут уничтожены, то и в наши времена окажется великое число истинных сынов отечества...” Итак, воспитание не только важно, но и играет решающую роль.
Эта идея имеет продолжение весьма недвусмысленное: делать надобно так, как делали "древние римляне", а "особливо" "древние греки".
И этих народов те, "коим воспитание препоручено было от государства,
тщились (старались авт.) возбудить в юношестве внимание к выгодам отечества...".
Эти люди юношеству "представляли" "пользу государственных учреждений", "...не забывали повествовать им о славных
долях сынов отечества и оными примерами возжигать в них ревность к подражанию"2.
Иначе говоря, воспитание патриотизма становилось, если судить по тексту фельбигеровской книги, краеугольным камнем подготовки к жизни подраставших поколений Российской империи в конце XVIIIначале XIX вв.
Расшифровав в мало интересных рассуждениях четвертую "заповедь”, автор "Книги" переходит к "обязанностям" (должностям) каждой группы населения по отношению к власть имущим.
В частности, "простой народ", составлявший "самую последнюю степень граждан в государстве", "питающийся
хлебо1Фельбигер И.И.
Ук.
соч.
С.
170-173.
2О должностях...1805 (изд.
восьмое).
С.
112-113.
К тексту редактором дается интересное примечание теоретического плана: в "республике" существуют "выборы" тех, которые "управляют.
"Монархия" там, где "верховная власть в руках единого государя" сконцентри
[стр. 72]

к аналогичным чувствам по отношению к царствующей особе и ее правительству.9 1 Общее положение о «любви...» детализируется, и читателям (ученикам) предлагается четыре «заповеди»: «не говорить, ниже делать что-либо предосудительное в рассуждении правительства» (1); «повиноваться» властям (2); «упование (т.е.
доверие Е.Т.) на прозорливость и праводушие правительства» (3)[иметь]; «исполнительность» должна демонстрироваться во всех случаях(4).92 В издании 1805 г.
(восьмом) появляются некоторые положения, навеянные спецификой политической обстановки в Европе того времени
и теми рассуждениями, которые имело российское общество об этом: «Некоторые думают, что любовь к отечеству свойственна вольному обществу или Республике, нежели Монархии или что в Республике...более...побуждений к тому находится, но все сие, несправедливо, ибо, ежели где в нынешнее время покажется меньше любви к отечеству нежели в древности, то тому не образ государственного правления, но недостатки в воспитании прежней бывают (подчеркнуто мною Е.Т.), которые как скоро будут уничтожены, то и в наши времена окажется великое число истинных сынов отечества...».
Итак, воспитание не только важно, но и играет решающую роль.
Эта идея имеет продолжение весьма недвусмысленное: делать надобно так, как делали «древние римляне», а «особливо» «древние греки».
И этих народов те, «коим воспитание препоручено было от государства,
тщались (старались Е.Т.) возбудить в юношестве внимание к выгодам отечества...» Эти люди юношеству «представляли» «пользу государственных учреждений», «...не забывали повествовать им о славных делах сынов отечества и оных примерами возжигать в них ревность к подражанию».93 Иначе говоря, 72

[стр.,73]

воспитание патриотизма становилось, если судить по тексту фельбигеровой книги, краеугольным камнем подготовки к жизни подраставших поколений Российской империи в конце XVIII начале XIX вв.
Расшифровав в мало интересных рассуждениях четвертую «заповедь», автор «Книги» переходит к «обязанностям» (должностям) каждой группы населения по отношению к власть имущим, В частности, «простой народ», составлявший «самую последнюю степень граждан в государстве», «питающийся
хлебопашеством и разноделием», должен быть трудолюбив во благо государства, изучать и применять новые культуры (в земледелии Е.Т.), чтобы «за чужие плоды деньги из государства не уходили».94 Бессрочно актуальное пожелание.
Верно и другое: «истинные сьтны Отечества те, кто о благосостоянии Отечества радуются».
Далее перечисляются другие сословия и профессиональные группы и описываются их отношения к государственной службе.
Большое внимание Фельбигер уделяет таким профессиональным группам, как «художники», «тем, кто трудится в судопроизводстве», а также «поучающие других должностям» (т.е.
учителя).9 5 Отдельный раздел анализируемого произведения касается общественного влияния «наук», «художеств», «промыслов», «рукоделий».96 На первое место по социальной значимости ставится «богословие».97 Это, несомненно, дань идеологическим убеждениям времени.
На второе место «советчик» Екатерины ставит «врачебную науку».98 А на третье место попадает у него «наука прав и законов» (т.е.
юриспруденция).99 Далее следуют в такой последовательности: философия, математика, история, «словесные знания».100 Из «художеств» на первом месте «живопись», затем «резьба», «вязание», «архитектура», на последнем месте «музыка».101 Дальше идет большой список разных ремесел и «рукоделий».
«Число оных велико и умножается».102 Заключительный лозунг звучит весьма актуально для слуха даже нашего современника: «Всякое звание, 73

[Back]