Проверяемый текст
Титков, Евгений Павлович; Государственная политика Российской империи в сфере образования во второй половине XVIII века (Диссертация 1999)
[стр. 95]

95 должны были учить "простых" детей, не дворян, не представителей духовенства.
Во-вторых, интересы одного из привилегированных сословий Империи духовенства учитывались самым серьезным образом: православные
становились "кураторами" и "цензорами" новых школ.
В-третьих, предполагалось, что обучающий процесс в новых школах пойдет интенсивнее и эффективнее, благодаря новым методам (методикам) обучения.
Новую методику олицетворял
приехавший из Австро-Венгрии опытный школьный педагог Янкович.
Необходимо было быстро и эффективно эту методику внедрить.
В 1783 г.
в Санкт-Петербурге торжественно
было открыто особое училище, получившее название Главного народного училища.
Это было учебное заведение с педагогическими курсами.
В нем имелось четыре класса.
В учебный курс входили следующие предметы: Закон Божий, русский, латинский и немецкий языки, география, история, черчение, рисование.
В двух высших классах преподавателями были профессора Академии наук, а в низших классах учителя, подготовленные Ф.И.
Янковичем.
Кроме приходящих учеников, следовало держать и обучать на казенном содержании не менее 100 учеников, которым по окончании учебы предстояло занять учительские должности в народных училищах.
Такие ученики, кроме указанных выше предметов, должны были обучаться методике и знакомиться с учительскими обязанностями.
Директором этого училища Ф.И.
Янкович оставался до мая 1785 г.

В 1786 г.
из Главного народного училища были выделены педагогические курсы, составившие отдельное самостоятельное учебное заведение под названием учительской семинарии.
Эта семинария имела специальную цель подготовку учителей.

Ее воспитанники пользовались казенным содержанием, жили в специальном доме под присмотром особого директора.
Здесь преподавались те же предметы, что и в училище, но более подробно и основательно, так как большая часть преподавателей состояла из лиц с высшим образованием.
В семинарии будущие учителя знакомились с лучшими современными методами обучения, осваивали принцип наглядности.

С этой целью семинария была ос
[стр. 228]

228 ского духовенства в реализации «Высочайшего замысла».
Вот что конкретно поручала императрица синодским чиновникам: 1).
«Книги, переведенные и кои будут переведены в пользу сих школ, рассмотреть и все что в них потребует исправления...
распорядить», то есть дать распоряжение об исправлении.
2).
О тех книгах, «кои до веры касаются», сообщить архиепископу новгородскому, «требуя его мнения к поправлению оных» (речь шла о будущем митрополите Гаврииле, неформальном главе русской православной иерархии Е.Т.) 3).
«От директора Янковича план его о школах, и все представления...
принимая, иметь по оным надлежащее разсуждение (так в тексте Е.Т.), и что положено будет, представлять нам на утверждение».
4).
«Заведение народных школ начать с здешней (так в тексте Е.Т.) губернии».
Далее Екатерина II сообщала о том, что направляет списки «учителей», полученные «с мест», которые пригодны для работы в «народных школах».
Этих кандидатов в преподаватели новых школ следовало «истребовать» в Санкт-Петербург, «дабы они под руководством означенного Янковича в образе учения (т.е.
новых методик обучения Е.Т.) наставлены быть могли».
Наблюдения над текстом указа позволяют сделать, по крайней мере, три важных умозаключения.
Во-первых, школы, создаваемые Екатериной II, должны были учить «простых» детей.
Во-вторых, интересы одного из привилегированных сословий империи духовенства учитывались самым серьезным образом: православные
священнослужители становились «кураторами» и «цензорами» новых школ.
В-третьих, предполагалось, что обучающий процесс в новых школах пойдет интенсивнее и эффективнее благодаря новым методам (методикам) обучения.
Новую методику олице


[стр.,234]

234 шие апробацию в австрийских народных училищах.
Некоторые из них были переведены, а другие переработаны применительно к российским условиям.
Основное внимание Комиссии сосредоточивалось на подготовке учителей для будущих училищ.
Без решения этого вопроса невозможна была учебная реформа в целом.
С этой целью в 1783 г.
в Санкт-Петербурге торжественно,
в присутствии членов Комиссии, было открыто особое училище, получившее название Главного народного училища.
Это было учебное заведение с педагогическими курсами.
В нем имелось четыре класса.
В учебный курс входили следующие предметы: Закон Божий, русский, латинский и немецкий языки, география, история, черчение, рисование.
В двух высших классах преподавателями были профессора Академии наук, а в низших классах учителя, подготовленные Ф.И.
Янковичем.
Кроме приходящих учеников, следовало держать и обучать на казенном содержании не менее 100 учеников, которым по окончании учебы предстояло занять учительские должности в народных училищах.
Такие ученики, кроме указанных выше предметов, должны были обучаться методике и знакомиться с учительскими обязанностями.
Директором этого училища Ф.И.
Янкович оставался до мая 1785 г.1
5 В 1786 г.
из Главного народного училища были выделены педагогические курсы, составившие отдельное самостоятельное учебное заведение под названием учительской семинарии.
Эта семинария имела специальную цель подготовку учителей.

Её воспитанники пользовались казенным содержанием, жили в специальном доме под присмотром особого директора.
Здесь преподавались те же предметы, что и в училище, но более подробно и основательно, так как большая часть преподавателей состояла из лиц с высшим образованием.
В семинарии будущие учителя знакомились с лучшими современными методами обучения, осваивали принцип наглядности.

[Back]