объект объектных, субъект объектных и субъект субъектных отношений превосходства и предпочтения, который реализуется в ходе произвольного и непроизвольного сравнения (сличения, сопоставления) предмета оценки и оценочного основания, представляющего собой упорядоченную совокупность представлений о соответствующем классе однородных объектов или разнородных предметов одной потребности» (Батурин Н. А. [128]). Ранее, в своей теории личности, Карл Роджерс [104] развернул определенную систему понятий, в которых люди могут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких. Он считает, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни и, который он назвал «феноменальным полем», индивидуален и уникален. Говоря о структуре Я, Роджерс [104] особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость. Роджерс [104] настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации. Это постоянное изменение, избирательность по отношению к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов для осознания доказывает связь его теории с концепцией «творческого Я» Адлера. При этом Роджерс [104] говорил не только о влиянии опыта на самооценку, но и подчеркивал необходимость открытости навстречу опыту, подчеркивал значение настоящего. Люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только тогда можно говорить о полной реализации, или как назвал это Роджерс [104], о полном функционировании личности. Я концепция является определяющей в подходе Роджерса [104]. Некоторые психологи даже называют теорию Роджерса [104] «теорией Я». Нам известно, что Я концепция означает концепцию человека о том, что он собой представляет. Роджерс [104] определяет это понятие следующим образом: «организованный, последовательный, концептуальный гештальт (целостность), составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с 26 |
Не смотря на то, что термин самооценка является одним из самых употребляемых в работах по психологии и педагогике личности, содержание этого понятия настолько аморфно и неопределенно, что в различных исследованиях имеет совершенно непересекающийся концептуальный смысл. Во множестве работ, непосредственно посвященных самооценке, как правило, рассматривается не сам процесс порождения оценок, не система психических явлений, участвующих в реализации оценочной функции, а место и роль «готовых» оценок в процессе мышления, самореализации деятельности, формировании и функционировании самооценки как личностного свойства или черты. При этом до сих пор нет сколько-нибудь цельных представлений о природе и механизмах оценочного процесса, о структуре оценочного акта, о специфике оценок различного вида и их классификации, об условиях формирования самооценки. Одна из немногих продуктивных попыток подступиться к решению этих проблем была предпринята Н. А. Батуриным. Проведя детальный логический анализ возможной структуры оценочного акта, он пришел к выводу: «Всякая оценка (оценивание) это психический процесс отражения объект объектных, субъект объектных и субъект субъектных отношений превосходства и предпочтения, который реализуется в ходе произвольного и непроизвольного сравнения (сличения, сопоставления) предмета оценки и оценочного основания, представляющего собой упорядоченную совокупность представлений о соответствующем классе однородных объектов или разнородных предметов одной потребности» (Батурин Н. А., 1989). Ранее, в своей теории личности, Карл Роджерс развернул определенную систему понятий, в которых люди могут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких. Он считает, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни и, который он назвал «феноменальным полем», индивидуален и уникален. 17 Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость. Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации. Это постоянное изменение, избирательность по отношению к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов для осознания доказывает связь его теории с концепцией «творческого Я» Адлера. При этом Рождерс говорил не только о влиянии опыта на самооценку, но и подчеркивал необходимость открытости навстречу опыту, подчеркивал значение настоящего. Люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только тогда можно говорить о полной реализации, или как назвал это Роджерс, о полном функционировании личности. Я концепция является определяющей в подходе Роджерса. Некоторые психологи даже называют теорию Роджерса ((теорией Я». Нам известно, что Я концепция означает концепцию человека о том, что он собой представляет. Роджерс определяет это понятие следующим образом: «организованный, последовательный, концептуальный гештальт (целостность), составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый». В нашем исследовании проблемы формирования социальнопрофессиональной компетенции требуется выявить возможности активной деятельности специалиста в зависимости от сформированной самооценки, т.е. как оценка индивидуума другими людьми способствует развитию позитивного или негативного образа себя. Согласно теории К Роджерса, для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Потребность в позитивном внимании, по Роджерсу, впервые появляется как потребность 18 |