различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый». В нашем исследовании проблемы формирования профессиональной компетентности требуется выявить возможности активной деятельности специалиста в зависимости от сформированной самооценки, т.е. как оценка индивидуума другими людьми способствует развитию позитивного или негативного образа себя. Согласно теории К. Роджерса [104], для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Потребность в позитивном внимании, по Роджерсу [104], впервые появляется как потребность младенца в любви и заботе, а в последствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, и фрустрации, когда им недовольны. Согласно Я-концепции, осмысление человеком самого себя, или его Я — концепция («самость»), отражают те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, как он видит себя в связи с различными ролями, которые играет в жизни. Я концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть («реальное —Я»), но также и то, каким, мы полагаем, должны быть, и хотели бы быть в результате реализации своих возможностей, т.е. «идеальное Я». «Идеальное —Я» отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет, это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится приблизиться «Я реальное». Отсюда вытекает: представление индивида о самом себе, т.е. концепция собственного «Я», будет эволюционировать в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями; оно фактически формируется на основе того разнообразного опыта, который ему придется переживать в общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему. По Роджерсу [104], эта система представлений и является «реальным Я». Конечно, переработка информации, относящейся к нашему Я, включает предрасположение: индивид охотно прощает свои неудачи, принимает похвалу 27 |
Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость. Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации. Это постоянное изменение, избирательность по отношению к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов для осознания доказывает связь его теории с концепцией «творческого Я» Адлера. При этом Рождерс говорил не только о влиянии опыта на самооценку, но и подчеркивал необходимость открытости навстречу опыту, подчеркивал значение настоящего. Люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только тогда можно говорить о полной реализации, или как назвал это Роджерс, о полном функционировании личности. Я концепция является определяющей в подходе Роджерса. Некоторые психологи даже называют теорию Роджерса ((теорией Я». Нам известно, что Я концепция означает концепцию человека о том, что он собой представляет. Роджерс определяет это понятие следующим образом: «организованный, последовательный, концептуальный гештальт (целостность), составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый». В нашем исследовании проблемы формирования социальнопрофессиональной компетенции требуется выявить возможности активной деятельности специалиста в зависимости от сформированной самооценки, т.е. как оценка индивидуума другими людьми способствует развитию позитивного или негативного образа себя. Согласно теории К Роджерса, для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Потребность в позитивном внимании, по Роджерсу, впервые появляется как потребность 18 младенца в любви и заботе, а в последствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, и фрустрации, когда им недовольны. Вполне естественно, что людям необходимо позитивно рассматривать себя. Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках. Восприятие и интерпретация человеком самого себя, или его Я концепция («самость»), отражают те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, как он видит себя в связи с различными ролями, которые играет в жизни. Я концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть («реальное Я»), но также и то, каким, мы полагаем, должны быть, и хотели бы быть в результате реализации своих возможностей, т.е. «идеальное Я». «Идеальное Я» отражает те атрибуты, « которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет, это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится приблизиться «Я реальное». Представление индивида о самом себе, т.е. концепция собственного «Я», будет эволюционировать в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями; оно фактически формируется на основе того разнообразного опыта, который ему придется переживать в общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему. По Роджерсу, эта система представлений и является «реальным Я». В каждом из нас существует сильная потребность в самоуважении, заставляющая нас домогаться положительного отношения к самим себе или к тому, что мы делаем. При этом, если другие, как часто бывает, одобряют наши эмоции, чувства, мысли и поведение лишь при том условии, что они соответствуют их собственным, то, вероятно, что мы будем скрывать свои истинные мысли и чувства, демонстрируя вместо этого те, которые получают одобрение окружающих. В результате мы будем все меньше оставаться самими собою, это приведет к разладу между реальным «Я», формируемым 19 |