Проверяемый текст
Щегляев, Александр Борисович; Формирование социально-профессиональной компетенции специалистов экономического профиля (Диссертация 2003)
[стр. 31]

Мы можем констатировать, что Я концепция предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом (Джон Пауэлл [150], Карл Роджерс [104]).
Ее составляющие: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы), динамическое Я (то, каким субъект намерен стать), фантастическое Я (то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным) и др.
Я концепция важный структурный элемент психологического облика личности, формирующаяся в общении и деятельности, идеальная представленность индивида в себе, как в другом.

Предметом самооценки индивида может быть его тело, его способности, его социальные и профессиональные отношения и множество других личностных проявлений.
В соответствии с этим можно выделить систему частных самооценок.
Однако, предположим, что эти частные самооценки, взятые в их динамической совокупности, интегрируются в некоторое обобщенное переживание, связанное с целостным образом «Я».
Поэтому, эта обобщенная и относительно устойчивая самооценка и является предметом психологического анализа в большинстве исследований.
Так,
С.
Куперсмит [98] называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости.
По мнению Розенберга
[105], самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».
Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное
отношение к своей личности.
Обобщая представление о самооценке, И.С.Кон
[82] пишет, что она «является общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или неприятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных 31
[стр. 24]

-эмоциональный самоуважение, себялюбие, самоуничтожение и т.д.; -оценочно-волевой стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.
Таким образом мы можем констатировать, что Я концепция предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом.
Ее составляющие: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы), динамическое Я (то, каким субъект намерен стать), фантастическое Я (то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным) и др.
Я —концепция —важный структурный элемент психологического облика личности, формирующаяся в общении и деятельности, идеальная представленность индивида в себе, как в другом.

Следует отметить, что предметом самооценки индивида может быть его тело, его способности, его социальные и профессиональные отношения и множество других личностных проявлений.
В соответствии с этим можно выделить систему частных самооценок.
Однако, предположим, что эти частные самооценки, взятые в их динамической совокупности, интегрируются в некоторое обобщенное переживание, связанное с целостным образом «Я».
Поэтому, эта обобщенная и относительно устойчивая самооценка и является предметом психологического анализа в большинстве исследований.
Так,
Купсрсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости.
По мнению Розенберга,
самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».
Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное


[стр.,25]

отношение к своей личности.
Обобщая представление о самооценке, И.С.Кон
(55) пишет, что она «является общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или неприятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок» (1978.
С.71).
Но если обобщенная самооценка есть производная от отдельных (частных) самооценок, то у нас возникает вопрос, как же индивид берет эту производную, какие особенности функционирования и строения оценочной системы делают возможной интеграцию частных самооценок в общее чувство положительности или отрицательности отношения индивида к собственной личности.
Различные попытки ответа на эти вопросы оказались тесно связанными с представлениями о строении системы самоотношения.
Наиболее простое решение этих вопросов исходит из того, что система самоотношения есть некий конгломерат частных самооценок; в соответствии с этим глобальная самооценка может быть понята и операционализирована как простая сумма частных самооценок.
Проанализировав научные публикации, мы может отметить, что, гораздо более распространенной точкой зрения является представление о том, что различные сферы и особенности личности, которые могут выступать в качестве объектов самооценок, неравнозначны, и самооценки играют тем большую роль, чем более значимым является оцениваемый аспект.
Истоки данных представлений исторически лежат во взглядах У.
Джемса (1982), который считал, что неуспех в малозначимых сферах мало влияет на общую самооценку.
Соответствующих представлений придерживались многие исследователи.
Так, Куперомит указывал, что обобщенная самооценка есть сумма частных самооценок, «взвешенных» по субъективной значимости, однако, при этом он отмечал, что данных, подтверждающих данную гипотезу, крайне мало.
25

[Back]