которого соблюдены эргономические, эстетические и этические требования, оказывает облагораживающее воздействие на весь образ жизни людей. Подчеркивая общественно-направленный характер управленческой деятельности экономиста-менеджера (Грейсон Дж., О'Делл К. [91]), еще раз обратим внимание на то, что наряду с гражданским мировоззрением в сознании такого специалиста складывается профессиональное мировоззрение. Оно как бы состоит из набора «гуманистических заповедей», представляющих философско-этический инструментарий, повседневное использование которого в управленческой деятельности гарантирует ему добропорядочную репутацию и деловой авторитет. Среди них: • Личное достоинство каждого работника — неприкосновенно для менеджера. Достоинство — это признание своей человеческой ценности, правомочия на уважительное отношение к себе. Недопустимо проявление какой-либо небрежности к работнику как к личности, ограничение его гражданских прав. Чем больше личность испытывает к себе интерес, тем выше ее шансы раскрыть свой природный и социальный потенциал. Один из постулатов буддийской философии гласит: достоинство, присущее одному человеку, присутствует и во всех. • Постоянно изучая людей, менеджер должен знать их нужды, интересы, мечты. Ключ подхода к человеку — всестороннее его познание. Благодаря этому можно помочь ему проявить свои лучшие личностно-деловые качества, укрепить веру в самого себя. • Главное в общении менеджера — завоевать доверие людей. Без доверия невозможно быть профессиональным руководителем. Оно является морально-психологической основой его авторитета. • Справедливость и совесть в союзе с волей — гарантия порядочности менеджера. Одной из глубинных особенностей психологии россиян является их тяготение к справедливости и совестливости. Они являются мощнейшими внутренними силами человека, которые успешно противостоят накоплению в 94 |
своего гражданского долга. Настойчивость в их овладении и сопутствующий этому успех подарит ему моральное удовлетворение и душевное спокойствие, что наилучшим образом отразится на его профессиональной деятельности, на его отношении к самому себе. 7. Мировоззрение менеджера Профессиональное мировоззрение менеджера являет собой конкретизацию его постулатов, их непосредственную привязку к идеологии и технологии управленческой деятельности. Профессиональное мировоззрение выступает как адаптация вышеназванных духовных ценностей к целевым и функциональным требованиям этой деятельности как деятельности прежде всего социально-организаторской. Любой руководитель — не профессионал-одиночка, его успех напрямую связан с его умением ладить с людьми и увлекать их своими идеями. Однако успех руководителя предполагает наличие работоспособного коллектива, доброжелательных контактов с потребителями. Социально-экономические преобразования, происходящие в современной рыночной экономике, актуализируют значение антропологической привлекательности всех видов трудовой деятельности. Проявляется это в возрастании спроса у людей на получение физического и духовного удовольствия от занятия трудом, в осознанном стремлении к экономической независимости. Труд, в процессе которого соблюдены эргономические, эстетические и этические требования, оказывает облагораживающее воздействие на весь образ жизни людей. Подчеркивая общественно-направленный характер управленческой деятельности, еще раз обратим внимание на то, что наряду с гражданским мировоззрением в сознании экономиста складывается профессиональное мировоззрение. Оно как бы состоит из набора «гуманистических заповедей», представляющих философско-этический инструментарий, повседневное использование которого в управленческой деятельности гарантирует ему добропорядочную репутацию и деловой авторитет. Среди них: 69 Личное достоинство каждого работника — неприкосновенно для менеджера. Достоинство — это признание своей человеческой ценности, правомочия на уважительное отношение к себе. Недопустимо проявление какой-либо небрежности к работнику как к личности, ограничение его гражданских прав. Чем больше личность испытывает к себе интерес, тем выше ее шансы раскрыть свой природный и социальный потенциал. Один из постулатов буддийской философии гласит: достоинство, присущее одному человеку, присутствует и во всех. Постоянно изучая людей, менеджер должен знать их нужды, интересы, мечты. Ключ подхода к человеку — всестороннее его познание. Благодаря этому можно помочь ему проявить свои лучшие личностно-деловые качества, укрепить веру в самого себя. Главное в общении менеджера — завоевать доверие людей. Без доверия невозможно быть профессиональным руководителем. Оно является морально-психологической основой его авторитета. Справедливость и совесть в союзе с волей — гарантия порядочности менеджера. Одной из глубинных особенностей психологии россиян является их тяготение к справедливости и совестливости. Они являются мощнейшими внутренними силами человека, которые успешно противостоят накоплению в его сознании дурных мыслеформ. Чтобы усилить проявление справедливости и совести, необходим постоянный волевой тренинг. Введение в оборот интеллектуального потенциала людей — показатель профессионального мастерства менеджера. Управленческий успех менеджера определяется конкурентоспособностью его идей. Однако они только тогда могут быть эффективно реализованы, когда каждый работник станет, говоря словами Вейса Дэвида, «причастен к борьбе за то, чтобы превратить суетное существование человека в нечто более ценное, нечто лучшее, нечто такое, что для всех было бы свято». Бесценен руководитель, который, умея толково соображать, постоянно упражняет своих подчиненных в проявлении ими 70 |