17 Глава I Теоретико-методологические основы формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности 1.1. Формирование культуры межнационального общения молодежи как научная проблема В современном мире поведение человека все меньше подчиняется закономерностям, распространяются новые ценности и ориентиры, формируется интравертный стиль жизни. Постиндустриальное общество, по мнению Д.Белла, формируется иод воздействием интеллектуальной технологии, а его основой является информация и знание [18]. С двух точек зрения определяет культуру Д. Белл: с позиции нормативного подхода и с точки зрения внутренней свободы человека. Можно предположить, что моральноэтические отношения в обществе это отношения коммуникативные по своей сути. Они есть человеческое в человеке, а собственно человеческий способ бытия и должен именоваться подлинно культурным. Поэтому ближайшим предметом исследования человеческой культуры не может выступать ни сам человек, в котором сложными процессами социализации и формирования личности воплощены культурные ценности и образцы, нормы и идеалы, смыслы и значения, ни культура «сама по себе», как бы ни понималась ее всеобщая значимость. Культура выступает реальностью человеческого мира и бытия человека, которая создана человеком, в которой, он живет, пребывает, утверждает себя. Культура есть сфера жизни, она настолько сращена с жизненными потенциями человека и их практическим проявлением, что как раз эти практически-жизненные связи значат для удостоверения культурной реальности больше, чем любые теоретические обоснования ее сущности. |
17 Г л а в а I Теоретические подходы к проблеме формирования коммуникативной культуры подростков в процессе деятельности клубов туристической направленности 1.1. Формирование коммуникативной культуры личности как научнопедагогическая проблема В современном мире поведение человека все меньше подчиняется закономерностям, распространяются новые ценности и ориентиры, формируется интравертный стиль жизни. Постиндустриальное общество, по мнению Д.Белла, формируется под воздействием интеллектуальной технологии, а его основой является информация и знание. Формирование общества определяется изменением в поведении и ценностных ориентациях людей [18]. С двух точек зрения определяет культуру Д. Белл: с позиции нормативного подхода и с точки зрения внутренней свободы человека. Он считает, что культурные ценности должны базироваться на этических и моральных устоях, на неких традициях. Можно предположить, что моральноэтические отношения в обществе это отношения коммуникативные по своей сути. Они есть человеческое в человеке; а собственно человеческий способ бытия и должен именоваться подлинно культурным. Поэтому ближайшим предметом исследования человеческой культуры не может выступать,ни сам человек, в котором сложными процессами социализации и формирования личности воплощены культурные ценности и образцы, нормы и идеалы, смыслы и значения, ни культура «сама по себе», как бы ни понималась ее всеобщая значимость. Культура выступает реальностью человеческого мира и бытия человека, которая создана человеком, в которой он живет, пребывает, утверждает себя. Культура есть сфера жизни, она настолько сращена с жизненными потенциями человека и их практическим проявлением, что как раз эти практически-жизненные связи значат для удостоверения культурной реальности больше, чем любые теоретические обоснования ее сущности. Иного мнения придерживается НЛуман, он считает, что современное общество не имеет не только ценностно-нормативной, но никакой другой прочной основы. Он не отрицает важность и необходимость различных форм консенсуса на локальных уровнях и в повседневных ситуациях. Целью своего исследования он ставил современные альтернативы нормативной интеграции. Сам термин «интеграция» у Н.Лумана обозначает «избегание ситуации, при которой работа одной подсистемы создает неразрешимые проблемы в другой» [179, 48]. Всеобщая теория культуры находится в процессе становления, она не может получить завершенный вид без разработки философской теории коммуникативной культуры, в пределах которой сущность культуры должна рассматриваться в прямом отношении к сущности человека и способу его бытия в мире. Важнейшая роль коммуникативной культуры предложить содержательный базис взаимопонимания людей в обществе, меру и эталоны подлинно человеческих форм общения и поведения. Коммуникативная культура может быть формой деятельности людей выражать саму суть культуры и интегрировать все остальные ее характеристики. Она является сущностной характеристикой человека, связанной с чисто человеческой способностью целенаправленного преобразования окружающего мира, в ходе которого создается искусственныймир вещей, символов, а также связей и отношений между людьми. Все, что сделано человеком или имеет к нему отношение, является ее частью. Таким образом, являясь продуктом человеческой деятельности, культура существует во всех сферах деятельности. Коммуникативная 18 |