жизненных форм, а стало быть, и проблема индивидуального пути, особой человеческой биографии, личностного выбора. Темпы социальных изменений заставили общество и индивидов взглянуть на эту проблему, так как способность людей трансформировать схемы своей деятельности вошла в круг необходимых условий сохранения нормального человеческого бытия. Проблема новых социальных схем оказывается проблемой их обособления от непосредственно индивидного бытия людей, от культурных и прочих особенностей конкретных человеческих общностей, от особенностей отдельных деятельностей. Это — проблема проработки и в этом смысле культивирования, «возделывания» повседневного опыта и поведения людей, создания общезначимых и доступных для каждого человека средств построения бытия. Культивация схем человеческой деятельности подвергает жесткой проверке схемы-ориентации, «проваливаясь» в их размытость и незавершенность. Однако подобная культивация схем вырабатывает элементы социального мышления. Возрастающее разнообразие человеческих сообществ и их особенностей влечет за собой проблему соотношения разных социальных форм, их соподчинения или несогласуемости. Коммуникация и культура это новые возможности для человеческих сил, кооперации и закрепления их в особых структурах производства, экономики, техники, права, науки, образования. Находясь в соподчинении, они приобретают как бы самостоятельное существование, «обрастают» вещными, внешними по отношению к людям формами, начинают сами влиять на отношения, деятельность, мышление людей. Они воспроизводятся, «работают» и задают некий циклический ритм повседневному поведению людей. Они создают инструменты, позволяющие менять ритмы и ускорять темпы человеческой деятельности, они меняются и заставляют меняться людей. Какими бы многообразными ни были культурные формы жизни, наличие их и их необходимость являются всеобщими, по крайней мере, с той 24 |
деятельности. Естественно, возникает дистанция между старыми и новыми схемами. Человеку приходится собственными силами приспосабливать к своей жизни имеющиеся в его распоряжении схемы деятельности: теперь уже на индивидном уровне возникает проблема освоения и выработки жизненных форм, а стало быть, и проблема индивидуального пути, особой человеческой биографии, личностного выбора. Темпы социальных изменений заставили общество и индивидов взглянуть на эту проблему, так как способность людей трансформировать схемы своей деятельности вошла в круг необходимых условий сохранения нормального человеческого бытия. Проблема новых социальных схем оказывается проблемой их обособления от непосредственно индивидного бытия людей, от культурных и прочих особенностей конкретных человеческих общностей, от особенностей отдельных деятельностей. Это — проблема проработки и в этом смысле культивирования, «возделывания» повседневного опыта и поведения людей, создания общезначимых и доступных для каждого человека средств построения бытия. Культивация схем человеческой деятельности подвергает жесткой проверке схемы-ориентации, «проваливаясь» в их размытость и незавершенность. Однако подобная культивация схем вырабатывает элементы социального мышления.'Возрастающее разнообразие человеческих сообществ и их особенностей влечет за собой проблему соотношения разных социальных форм, их соподчинения или несогласуемости. Коммуникация и культура это новые возможности для человеческих сил, кооперации и закрепления их в особых структурах производства, экономики, техники, права, науки, образования. Находясь в соподчинении, они приобретают как бы самостоятельное существование, «обрастают» вещными, внешними по отношению к людям формами, начинают сами влиять на отношения, деятельность, мышление людей. Они воспроизводятся, «работают» и задают некий циклический ритм повседневному поведению людей. Они создают инструменты, позволяющие менять ритмы и ускорять 20 темпы человеческой деятельности, они меняются и заставляют меняться людей. Какими бы многообразными ни были культурные формы жизни, наличие их и их необходимость являются всеобщими, по крайней мере, с той фазы развития, когда любое общество начинает жить преимущественно в условиях и предпосылках, создаваемых им самим. Субъектом культуры выступает человек как носитель всего культурного миропорядка, сознает он это или нет. Индивиды оказываются «встроенными» в культуру уже фактом своего человеческого существования, поэтому она для них выступает в реальном значении естественно данного универсума, где природное и общественное, естественное и человеческое совпадают. Если культура есть особый универсум бытия, то она особым образом определяет саму сознательную активность людей, задавая и регулируя ее целевую направленность и характер организации. Ценностный характер коммуникативной культуры выражается в том, что базовыми в ней являются гуманистические ценности. Качественная оценка коммуникации определяет степень значимости для субъекта общения ценностей коммуникативной культуры. При этом само общение должно явиться для субъекта ценностью. Нормативный характер коммуникативной культуры проявляется в том, что в коммуникативном поведении субъект ориентируется на нравственные нормы. «Нормативность пронизывает все сферы общения, начиная с использования знаковых систем (норм речи, жестов, мимики) и кончая самыми сложными моральными и политическими формами взаимоотношений. Нормативы, действующие в процессе общения, затрагивают каналы коммуникации, использование коммуникативных средств, передачу информации между людьми» [62, 28]. Информационный аспект коммуникативной культуры позволяет рассмотреть содержание социально значимой информации, которая обеспечивает стабильность общества как системы и способствует 21 |