фазы развития, когда любое общество начинает жить преимущественно в условиях и предпосылках, создаваемых им самим. Субъектом культуры выступает человек как носитель всего культурного миропорядка, сознает он это или нет. Индивиды оказываются «встроенными» в культуру уже фактом своего человеческого существования, поэтому она для них выступает в реальном значении естественно данного универсума, где природное и общественное, естественное и человеческое совпадают. Если культура есть особый универсум бытия, то она особым образом определяет саму сознательную активность людей, задавая и регулируя ее целевую направленность и характер организации. Ценностный характер коммуникативной культуры выражается в том, что базовыми в ней являются гуманистические ценности. Качественная оценка коммуникации определяет степень значимости для субъекта общения ценностей коммуникативной культуры. При этом само общение должно явиться для субъекта ценностью. Нормативный характер коммуникативной культуры проявляется в том, что в коммуникативном поведении субъект ориентируется на нравственные нормы. «Нормативность пронизывает все сферы общения, начиная с использования знаковых систем (норм речи, жестов, мимики) и кончая самыми сложными моральными и политическими формами взаимоотношений. Нормативы, действующие в процессе общения, затрагивают каналы коммуникации, использование коммуникативных средств, передачу информации между людьми» [62, 28]. Информационный аспект коммуникативной культуры позволяет рассмотреть содержание социально значимой информации, которая обеспечивает стабильность общества как системы и способствует взаимопониманию и взаимодействию людей в процессе общения. Коммуникативная культура основана на умении ориентироваться в информационной структуре общения. При этом существенное зпачение 25 |
темпы человеческой деятельности, они меняются и заставляют меняться людей. Какими бы многообразными ни были культурные формы жизни, наличие их и их необходимость являются всеобщими, по крайней мере, с той фазы развития, когда любое общество начинает жить преимущественно в условиях и предпосылках, создаваемых им самим. Субъектом культуры выступает человек как носитель всего культурного миропорядка, сознает он это или нет. Индивиды оказываются «встроенными» в культуру уже фактом своего человеческого существования, поэтому она для них выступает в реальном значении естественно данного универсума, где природное и общественное, естественное и человеческое совпадают. Если культура есть особый универсум бытия, то она особым образом определяет саму сознательную активность людей, задавая и регулируя ее целевую направленность и характер организации. Ценностный характер коммуникативной культуры выражается в том, что базовыми в ней являются гуманистические ценности. Качественная оценка коммуникации определяет степень значимости для субъекта общения ценностей коммуникативной культуры. При этом само общение должно явиться для субъекта ценностью. Нормативный характер коммуникативной культуры проявляется в том, что в коммуникативном поведении субъект ориентируется на нравственные нормы. «Нормативность пронизывает все сферы общения, начиная с использования знаковых систем (норм речи, жестов, мимики) и кончая самыми сложными моральными и политическими формами взаимоотношений. Нормативы, действующие в процессе общения, затрагивают каналы коммуникации, использование коммуникативных средств, передачу информации между людьми» [62, 28]. Информационный аспект коммуникативной культуры позволяет рассмотреть содержание социально значимой информации, которая обеспечивает стабильность общества как системы и способствует 21 взаимопониманию и взаимодействию людей в процессе общения. Коммуникативная культура основана на умении ориентироваться в информационной структуре общения. При этом существенное значение имеет социально-психологическая информация, которая передается и при помощи этикета, использующего стандарты общения, коды, знаки, символы. Существенное значение имеет и понимание коммуникативной культуры как средства и условия воспитания и формирования личности. Оно основано на признании адаптационных возможностей, коммуникативной культуры, которые помогают субъекту общения действовать в.соответствии с культурными стандартами значимого окружения. Адаптация протекает таким образом, что «в процессе социального развития' личности... она не только овладевает определенными языками..., но и сознательно меняет их, включаясь в соответствующее поведение. Неразличение или незнание этих языков приводит к тому, что человека называют «невоспитанным», «некультурным». Адаптивная функция культуры, считает Э.С. Маркарян, является генеральной, предпосылочной и интегрированной для всех ее остальных функций [114, 98]. Следует отметить, что научное понятие «коммуникативная культура» еще не нашло своего раскрытия, лишь в педагогической области проведены некоторые исследования, акцент в'которых делается на средстве, способе,способности осуществлять профессиональную деятельность. Впервые термин «коммуникативная культура» был применен в 1992 году в области профессиональной педагогической деятельности как обязательный критерий повышения квалификации работников образования в России. Рассмотрим некоторые определения коммуникативной культуры. Коммуникативная культура, считает Л.Л. Лузянина, целиком и полностью основывается на нравственных ценностях человека, а коммуникативная деятельность неразрывно связана с его нравственной деятельностью []. 22 |