деятельности, а также в материальных и духовных ценностях. Одной из задач этой культуры выступает способность приобщаться к новым ценностям, способам регуляции своего поведения и деятельности в разнообразной обстановке. Любая деятельность это цепь поступков, в основе которых лежат потребности. Программа удовлетворения потребности становится мысленным созданием поступка, имеющего свою цель, а также осознанием возможности достижения этой цели. Любой поступок зависит от нравственного образа того, кто его совершает, а поскольку любая культура совокупность ценностей, в том числе и нравственных, то, следовательно, коммуникативная культура основывается на нравственных ценностях. Для К. Ясперса анализ поступков человека должен базироваться на единственном критерии: сохраняется ли в них индивидуальность, неповторимость и оригинальность индивида, не выступают ли эти поступки механизмом редукции индивидуального к социальному. Отсюда связывание духовного существования индивида с коммуникативной культурой как вселенной духовного опыта, «осуществление» индивида, реализация его смысла жизни [211, 247]. Итак, культура несет в себе всеобщую идею и меру человеческого, с которыми соизмеряются все проявления человеческого бытия, второе она выражает такую содержательную полноту бытия и его конкретных воплощений, которые в пределе уникальны и потому соразмерны. Подчеркивая важность культуры и коммуникации как социальных форм, многие исследователи приравнивают культуру к общению (коммуникации). Крупный американский специалист по межкультурной коммуникации Э.Холл утверждает, что культура это коммуникация, а комхмуникация это культура. Исходя из этого толкования, многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное 28 |
общества, культурных ценностей, нравственного состояния, эмоционального сопереживания. Итак, коммуникативная культура есть исторически определенный уровень развития общества, выраженный в формах коммуникативной деятельности, а также в материальных и духовных ценностях. Одной из задач этой культуры выступает способность приобщаться к новым ценностям, способам регуляции своего поведения и деятельности в разнообразной обстановке. Любая деятельность это цепь поступков, в основе которых лежат потребности. Программа удовлетворения потребности становится мысленным созданием поступка, имеющего свою цель, а также осознанием возможности достижения этой цели. Любой поступок зависит от нравственного образа того, кто его совершает, а поскольку любая культура совокупность ценностей, в том числе и нравственных, то, следовательно, коммуникативная культура основывается на нравственных ценностях. Для К. Ясперса анализ поступков человека должен базироваться на единственном критерии: сохраняется ли в них индивидуальность, неповторимость и оригинальность индивида, не выступают ли эти поступки механизмом редукции индивидуального к социальному. Отсюда связывание духовного существования индивида с коммуникативной культурой как вселенной духовного опыта, «осуществление» индивида, реализация его смысла жизни [211,247]. Итак, культура несет в себе всеобщую идею и меру человеческого, с которыми соизмеряются все проявления человеческого бытия, второе она выражает такую содержательную полноту бытия и его конкретных воплощений, которые в пределе уникальны и потому соразмерны. Подчеркивая важность культуры и коммуникации как социальных форм, многие исследователи приравнивают культуру к общению (коммуникации). Крупный американский специалист по межкультурной коммуникации Э.Холл утверждает, что культура это коммуникация, а коммуникация это 24 культура. Исходя из этого толкования, многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное поведение человека, базирующееся на них и проявляющееся прежде всего в общении с другими людьми [189]. Наиболее полно в науке изучены процессы межличностной коммуникации, в которых общение и коммуникация различаются с точки зрения способов, характера и методов проявления в обществе. (М.С.Каган, Ю.Д.Прилюк, Л Л Буева, Б.Ф.Ломов, А.А.Леонтьев, В.В.Сильвестров, Н.В.Куницина, Е.П.Савруцкая, С.Г.Батищев, Е.Г.Злобина и др.). Коммуникация имеет активный отношенческий характер, когда люди могут повлиять друг на друга, воздействовать на поведение, овладеть единой или сходной языковой системой, считает Г.М.Андреева [11]. На создание новой социальной общности МЫ, посредством коммуникативного взаимодействия, которое устанавливается в процессе совместной деятельности субъектов указывают А.В.Резаев и А.М.Агальцев [4; 143]. Речевую коммуникацию как среду, способ и условие человеческого (культурного) существования людей рассматривает В.М.Соковнин [154]. Итак, общение социально обусловленный процесс взаимодействия людей в различных сферах их познавательной, трудовой и творческой деятельности, реализуемый в межличностных отношениях. Так, одной точкой соприкосновения является соотношение культуры и коммуникации посредством механизма общения, которое выливается в различные формы социального взаимодействия, обусловленные характером общественных отношений. Коммуникация предполагает обмен информацией и сообщениями (знаниями) в социальном, т.е. символическом, пространстве. Последнее структурировано и регулируется системами знаков, символами, языками. 25 |