Информация, знания и другие продукты и результаты человеческой деятельности, являясь культурными образованиями, порождают сам процесс коммуникации в этом проявляется другой аспект соотношения культуры и коммуникации. Обратимся к рассмотрению культуры как социально-прогрессивной творческой деятельности человека, направленной на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью, приобщением к культурному наследию. В такой трактовке различают общую культуру личности и ее дифференцирование по видам и сферам деятельности, ее звенья культура быта, культура общения, поведения, речи, нравственного, эстетического, физического, политического, профессионального. Коммуникативная культура пронизывает эти сферы, ей отводится специфическая роль в развитии и воспитании личности. В этом плане коммуникативная культура рассматривается как инструмент адаптации индивида к условиям внешней среды, как способ гармонизации внутреннего мира человека в ходе коммуникативной деятельности. Коммуникация это. знаковое, символическое взаимодействие, которое осуществляется людьми, между людьми и неживыми объектами. Коммуникация оказывается в основании социальных отношений. Такого рода понимание коммуникации как не просто средства, посредника, социального взаимодействия, а единственного способа, каким социальные взаимодействия возможны можно назвать социальной онтологизацией коммуникации. Коммуникация приобретает статус социальной реальности, позволяя осуществлять любые типы социальных . отношений и воспроизводить (или формулировать) правила, по которым эти отношения строятся, интерпретируются, оцениваются. 30 |
Коммуникация социально обусловленный процесс передачи и воспроизведения информации как в межличностном, так и в массовом общении по. разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных средств [1, 139]. Информация, знания и другие продукты и результаты человеческой деятельности, являясь культурными образованиями, порождают сам процесс коммуникации в этом проявляется другой аспект соотношения культуры, и коммуникации. Обратимся к рассмотрению культуры как социально-прогрессивной творческой деятельности человека, направленной на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью, приобщением к культурному наследию. В такой трактовке различают общую культуру личности и ее дифференцирование по видам и сферам деятельности, ее звенья культура быта, культура общения, поведения, речи, нравственного, эстетического, физического, политического, профессионального. Коммуникативная культура пронизывает эти сферы, ей отводится специфическая' роль в развитии и воспитании личности. Вэтом плане коммуникативная культура рассматривается как инструмент адаптации индивида к условиям внешней среды, как способ гармонизации внутреннего мира человека в ходе коммуникативной деятельности. Коммуникация:это знаковое, символическое взаимодействие, которое осуществляется людьми, между людьми и неживыми объектами. Коммуникация оказывается в основании социальных отношений. Такого рода понимание коммуникации как не просто средства, посредника, социального взаимодействия^ а единственного способа, каким социальные взаимодействия возможны можно назвать социальной онтологизацией коммуникации. Коммуникация приобретает статус социальной реальности, 2 6 позволяя осуществлять любые типы социальных отношений и воспроизводить (или формулировать) правила, по которым эти отношения строятся, интерпретируются, оцениваются. В основе представлений об онтологическом статусе коммуникации лежит понимание социального мира как надындивидуального и надорганического. Человеку свойственно прерывать взаимодействие, немедленно реагировать, задумываться, преобразовывать социальные процессы. Коммуникация предполагает различие в опыте участников взаимодействия и потребности установления общего понимания, что не может быть достигнуто независимо каждым из вступающих в общение. Ю. Хабермас сформулировал эту мысль следующим образом: «выражая свое мнение, говорящий налаживает коммуникацию с другим членом той же языковой общности и говорит ему о чем-то, имеющем место в мире» [187, 39]. Суждения о фактах имеют своей целью установление социального отношения по поводу каких-то предметов, процессов, явлений. С помощью суждений строится коммуникативное взаимодействие. Коммуникация предполагает действие в некотором акте. Коммуникаторы создают некоторую ситуацию в социальном пространстве, воспроизводя с помощью правил те или иные структуры, отношения, либо конструируя их по своему замыслу. При этом только в коммуникации человек и общество вообще существуют, имеют бытие. Коммуникация связывает людей, обеспечивая преемственность социального порядка, культуры в форме наследования целостной системы достижений. Данную систему обычно называют социальным и культурным наследием данного общества, включая в это понятие духовные ценности, культурные традиции, устойчивые стандарты мировосприятия и поведения, нормы морали, стереотипы мышления, политические и правовые практики, эстетические представления. При этом частью наследия являются социокультурный опыт, знания, достижения, 27 |