Гуманистическая функция обусловлена самой природой, целью и социальным назначением коммуникативной культуры. При любом взаимодействии человек находится в центре внимания, он «мера всех вещей», высшая ценность, цель общественного развития. Поэтому в процессе производства и воспроизводства человека как социального, нравственного субъекта, творца культуры общество должно руководствоваться именно принципом гуманизма, всегда иметь гуманистическую ориентацию. Гуманизм всегда пробивал и пробивает себе дорогу сложным путем, через борьбу с антигуманизмом, бесчеловечностью, попыткой превратить человека только в средство общественного развития, «обезличить» его, сделать «винтиком» общественного механизма, ограниченным и односторонним существом [129, 50]. Сегодня мы часто слышим выражение «человеческий фактор» как «человеческое измерение» в общественном развитии, в сфере материального производства. Термин «фактор» характеризует человека как средство, а не цель общественного развития, хотя и в несколько смягченной форме, ибо ему придаются свойства субъекта. Коммуникативная культура противостоит антигуманизму, всему бездуховному, культу естественно-технического знания, технократизму, бюрократизму. Креативная функция состоит в том, что процесс освоения социальной действительности сопровождается применением достижений науки, культуры. Успех коммуникации определяется не только техническими знаниями, но и во многом личностными особенностями, проявляющимися в общении. Эволюция связи, систем обеспечения взаимодействия внутри культуры может рассматриваться как череда революций, в результате которых участники культуротворчества уходят все дальше от непосредственного обмена информацией, включаются в воспроизводство все более сложных систем опосредования техникой, искусственным связей между собой. Трансформация формы, стиля связей в культуре определяет метаморфозы 37 |
Успешная коммуникация зависит от уровня культуры человека. Чем выше культура человека, тем эффективнее коммуникация [59]. Коммуникативная культура призвана выполнять ряд функций: гуманистическую, креативную, оценочно-нормативную, интегрирующую, регулятивную, защитную. Гуманистическая функция обусловлена самой природой, целью и социальным назначением коммуникативной культуры. При любом взаимодействии человек находится в центре внимания, он «мера всех вещей», высшая ценность, цель общественного развития. Поэтому в процессе производства и воспроизводства человека как социального, нравственного субъекта, творца культуры общество должно руководствоваться именно принципом гуманизма, всегда иметь гуманистическую ориентацию. Гуманизм, всегда пробивал и пробивает себе дорогу сложным путем, через борьбу с антигуманизмом, бесчеловечностью, попыткой превратить человека только в средство общественного развития, «обезличить» его, сделать «винтиком» общественного механизма, ограниченным и односторонним существом [129; 50]. Сегодня мы часто слышим выражение «человеческий фактор» как «человеческое измерение» в общественном развитии, в сфере материального производства^ Термин «фактор» характеризует человека как средство, а*не цель общественного развития, хотя и в несколько смягченной форме, ибо ему придаются свойства субъекта. Коммуникативная культура противостоит антигуманизму, всему бездуховному, культу естественно-технического знания, технократизму, бюрократизму. Креативная функция состоит в том, что процесс освоения социальной действительности сопровождается применением достижений науки, культуры. Успех коммуникации определяется не только техническими знаниями, но и во многом личностными особенностями, проявляющимися в общении. 33 Эволюция связи, систем обеспечения взаимодействия внутри культуры может рассматриваться как череда революций, в результате которых участники культуротворчества уходят все дальше от непосредственного обмена информацией, включаются в воспроизводство все более сложных систем опосредования техникой, искусственным связей между собой. Трансформация формы, стиля связей в культуре определяет метаморфозы содержания этих связей. Количественное накопление посредников общения ведет к качественному превращению этого общения. В науке этот процесс становится объектом более пристального внимания. М.Шелер писал о трех способах воспроизводства трех родов знания, которые представлены культуротворчеством: религиозного деятеля (святого), мудреца и, наконец, исследователя и техника. Знание святого это знание об абсолютном, совершенном, вечном, неизменно; мудрость позволяет добыть знание о жизни как изменении, включенном в неизменное, о неизбежности движения, о возможностях и границах возможностей этого движения, которые позволяют определить цели, ориентиры социокультурного развития; наконец, исследователь и техник «знает как» эффективно, «полезно» действовать внутри этого движения, как организовать или переорганизовать его для достижения успеха. Анализ этих родов «знаний» позволяет увидеть необходимость, незаменимость каждого из них в воспроизводстве социокультурного процесса. Между тем на разных этапах развития культуры они по-разному соотносятся. На стадии доминирования традиции (или в ситуации «медленного» развития культуры) три вида знания соподчинены иерархически: первый имеет более высокий статус в общественном сознании, чем второй, а второй чем третий. Но по мере того, как люди включаются во все более сложные отношения со своими изобретениями, иерархия эта, еще воспроизводимая официально-внешне, по инерции формы, в фактической повседневности тает, исчезает. В практично-прагматическом мировоззрении утрачивает ценность идеал (вследствие своей 34 |