содержания этих связей. Количественное накопление посредников общения ведет к качественному превращению этого общения. В науке этот процесс становится объектом более пристального внимания. М.Шелер писал о трех способах воспроизводства трех родов знания, которые представлены культуротворчеством: религиозного деятеля (святого), мудреца и, наконец, исследователя и техника. Знание святого это знание об абсолютном, совершенном, вечном, неизменно; мудрость позволяет добыть знание о жизни как изменении, включенном в неизменное, о неизбежности движения, о возможностях и границах возможностей этого движения, которые позволяют определить цели, ориентиры социокультурного развития; наконец, исследователь и техник «знает как» эффективно, «полезно» действовать внутри этого движения, как организовать или переорганизовать его для достижения успеха. Анализ этих родов «знаний» позволяет увидеть необходимость, незаменимость каждого из них в воспроизводстве социокультурного процесса. Между тем на разных этапах развития культуры они по-разному соотносятся. Па стадии доминирования традиции (или в ситуации «медленного» развития культуры) три вида знания соподчинены иерархически: первый имеет более высокий статус в общественном сознании, чем второй, а второй чем третий. Но по мере того, как люди включаются во все более сложные отношения со своими изобретениями, иерархия эта, еще воспроизводимая официально-внешне, по инерции формы, в фактической повседневности тает, исчезает. В практично-прагматическом мировоззрении утрачивает ценность идеал (вследствие своей недостижимости по определению), а заодно и знание мудреца о способах сочетания социальных практик с идеалом [90, 11]. Оценочно-нормативная функция призвана воспроизводить духовные ценности, обосновывать значения. Расширяя сферу культурного освоения мира, человек одновременно расширяет область обозначаемых предметов. В итоге объем предметов и объем культуры, приобретших ценность и значение, 38 |
Эволюция связи, систем обеспечения взаимодействия внутри культуры может рассматриваться как череда революций, в результате которых участники культуротворчества уходят все дальше от непосредственного обмена информацией, включаются в воспроизводство все более сложных систем опосредования техникой, искусственным связей между собой. Трансформация формы, стиля связей в культуре определяет метаморфозы содержания этих связей. Количественное накопление посредников общения ведет к качественному превращению этого общения. В науке этот процесс становится объектом более пристального внимания. М.Шелер писал о трех способах воспроизводства трех родов знания, которые представлены культуротворчеством: религиозного деятеля (святого), мудреца и, наконец, исследователя и техника. Знание святого это знание об абсолютном, совершенном, вечном, неизменно; мудрость позволяет добыть знание о жизни как изменении, включенном в неизменное, о неизбежности движения, о возможностях и границах возможностей этого движения, которые позволяют определить цели, ориентиры социокультурного развития; наконец, исследователь и техник «знает как» эффективно, «полезно» действовать внутри этого движения, как организовать или переорганизовать его для достижения успеха. Анализ этих родов «знаний» позволяет увидеть необходимость, незаменимость каждого из них в воспроизводстве социокультурного процесса. Между тем на разных этапах развития культуры они по-разному соотносятся. На стадии доминирования традиции (или в ситуации «медленного» развития культуры) три вида знания соподчинены иерархически: первый имеет более высокий статус в общественном сознании, чем второй, а второй чем третий. Но по мере того, как люди включаются во все более сложные отношения со своими изобретениями, иерархия эта, еще воспроизводимая официально-внешне, по инерции формы, в фактической повседневности тает, исчезает. В практично-прагматическом мировоззрении утрачивает ценность идеал (вследствие своей 34 недостижимости по определению), а заодно и знание мудреца о способах сочетания социальных практик с идеалом [90, 11]. Оценочно-нормативная функция призвана воспроизводить духовные ценности, обосновывать значения. Расширяя сферу культурного освоения мира, человек одновременно расширяет область обозначаемых предметов. В итоге объем предметов и объем культуры, приобретших ценность и значение, всегда совпадают. Но дело этим не ограничивается. Охватив сеткой значений определенную область природы, человек постоянно переименовывает, переобозначает, переоценивает что-то внутри этой области. Одни и те же предметы у разных народов и в разные исторические эпохи получают разные значения и ценности, (некоторые предметы имеют десятки и сотни значений), в совокупности они составляют культурную биографию вещей. Культура ответственна за создание норм, стандартов, правил и моделей поведения людей. Они имеют самое разное наименование: обычаи и традиции, табу, директивы, рекомендации, разрешения, законы, этикет, манеры, нравы. Из них образуются более крупные и сложные комплексы право, мораль, идеология. Следующая функция интегрирующая. Коммуникативная культура призвана объединять людей вокруг общечеловеческих ценностей, интегрировать различные компоненты' их духовного мира в единое целое, сплачивать, усиливать общность человеческого рода. Коммуникативная культура способствует преодолению изоляции народов и социальных групп. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе. Но, сплачивая одних на основе какой-либо культуры (субкультуры), она противопоставляет их другим, в более широких сообществах и общностях могут возникать культурные конфликты. События и факты последних десятилетий стихийные бедствия, локальные военные конфликты, различные аварии и. катастрофы, наличие глобальных проблем терроризм, экология, угроза самому существованию 35 |